Вернуться

Юрий Самохин
кандидат педагогических наук

Как помочь школьнику-краеведу.
К итогам первой Московской городской краеведческой конференции
"Из дальних странствий возвратясь".

VII Всероссийская конференция
туристско-краеведческого движения "Отечество".
/Сборник материалов. - М. : Издание ЦДЮТЭиК МО РФ,
2000.

 

" Чтобы изменить людей, их надо любить."
И. Песталоцци

1.

В российском просвещении необходимость школьного краеведения не ставится под сомнение. В той или иной форме краеведение всегда являлось органичным элементов учебно-воспитательной работы школ и внешкольных учреждений. Но в дополнительном образовании, во внеклассной работе необходимость краеведческого подхода, проявляется особенно выпукло. Это связано с тем, что информация которую получает человек в ходе своего формирования предполагает технологическую и краеведческую стороны, где технологическая информация дает возможность ориентироваться в достижениях научно-технического прогресса (образование), тогда как краеведческая информация (воспитание) дает то, что способствует реальной адаптации человека, то есть прямо способствует его выживанию на личном и популяционном уровне, его социализации.

Напомним, что "социализацией называется наделение субъекта всеми и любыми свойствами, присущими социальной природе человека." Задачи социализации: воспроизводство и передача норм коллективной жизнедеятельности, отношения индивида к соратникам по совместному труду, к быту, окружению. Социализация транслирует в новые поколения опыт и навыки выживания в данном природном ареале, аккумулированными в культурных образцах деятельности, нормах, ценностях, обычаях, традициях, менталитете данного социума. (ныне национально-этническая самобытность того или иного народа). В этом контексте, социальная (культурная) и этническая (экологическая) адаптация является частными случаями социализации.

То есть, все то, что выходит во взаимоотношениях педагога и ребенка за пределы формальной классно-урочной системы преподавания, определенно предполагает в ходе обучения и воспитания педагогически организованную деятельность, основанную, как правило, именно на краеведческом подходе. Необходимо добавить, что методологически школьное краеведение традиционно включено в систему туристско-краеведческой, поисковой, юнатской и музейной работы, поэтому не случайно Московская городская станция юных туристов, так или иначе соединяющая в себе все выше указанное, в год 850-летия столицы активизировала организационную работу в этом направлении. Результатом чего явилось проведение осенью 1998 года Московской городской детской краеведческой конференции "Из дальних странствий возвратясь". Достижения юных краеведов-исследователей пока скромны, но их работы могут стать материалом для анализа, возможно, главной проблемы современного школьного краеведения: организация концептуальной, методической и структурной помощи школьникам-краеведам. Именно этот вопрос мы намерены рассмотреть в настоящей работе.

2.

Под краеведением современной педагогической наукой понимается, прежде всего, региональная часть содержательной стороны обучения, а также сфера приложения общественно-полезного труда в ходе формирования и воспитания личности. Но на современном этапе глобализации информационных технологий, возросших требований к мобильности и адаптационному потенциалу человека, этого недостаточно. Краеведение, как региональный компонент многих областей знания, связывающий ряд отраслей современной науки и экономики, несет в себе не только познавательный потенциал. Краеведение несет в себе и адаптационный потенциал, как в рамках социализации личности, так и в более широких пределах, охватывающих в ходе этногенеза, время ( историю ), пространство ( ландшафт ) и традиционный этнический стереотип поведения (мироощущение) народа.

Краеведческий подход предполагает рассматривать человека, не просто как отдельного индивидуума, личность, сформированную в сложном соотношении психической сферы и физиологии. В краеведении человек выступает структурным элементом некой общности: семьи, коллектива, этноса, то есть с разных позиций формирование человека предполагает включенность в группу, изучение которой смыкается с традицией отечественной педагогики, ее опытом воспитания и обучения в коллективе. Но, традиционно, образование, как общее, так и дополнительное, решая дидактические задачи, предполагает осуществление адаптации обучаемого к жизненным условиям через утилитарность подходов (связь с жизнью) и возможно более раннюю специализацию ( профориентация). Это, при довольно размытых критериях понятия адаптации, происходит достаточно "стихийно", с опорой, главным образом, на так называемые, фундаментальные знания. Причина "стихийности" в решении проблемы адаптации учащихся к жизни состоит в том, что адаптационная краеведческая сторона образовательных программ и курсов, на современном этапе, отходит на второй план, тогда как приоритетной была и остается технологическая сторона. Именно этим обусловлено справедливое опасении снизить "статус образования", необходимость преодолеть узость специализации и случайность в подборе изучаемых дисциплин, необходимость введения вариативности содержания в образовательных программах; при сохранении структурной основы - образовательных стандартов. требует постоянного внимания к содержанию, из-за возможности его морального старения, требует обновление методических приемов в соответствии с быстро меняющимися требованиями современных информационных технологий. Однако изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество также опираться и на то, что устоялось, не искажено временем, имеет ценность не для одного, двух, трех, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

Именно краеведческий подход направлен на включение механизмов, способствующих устойчивости личности к воздействию внешней среды, то есть полной его адаптации не только к социальным, но и к экологическим факторам. То есть, краеведческий подход призван осуществлять формирование личности в двух аспектах. Во-первых, в условиях адаптации, связанных с жесткими требованиями системно закрытых технологических достижений в тех или иных областях. Во-вторых, в условиях адаптации к системно открытым традиционным этническим и культурным стереотипам поведения, основанным на сложившемся во времени и пространстве взаимодействии этноса с вмещающим ландшафтом.

3.

Краеведческая деятельность как форма педагогически организованной деятельности, "относиться к максимально гибким и разнообразным вариантам ее использования, связывающим задачи обучения с задачей стимулирования саморазвития личности, через социально-позитивную деятельность, воспитание культуры жизненного самоопределения, социальных взаимоотношений, культуры общения, воспитание интеллектуальной, нравственной, художественной, физической, экономической, экологической, трудовой и правовой культуры."

Но использовать всю палитру возможностей краеведения удается только при глубоком взаимодействии педагога и ребенка. Проведение простейшего краеведческого исследования требует не только усилия юного исследователя, но и серьезного педагогического руководства. Его можно сравнить с научным руководством, что и происходит в случае исследования, соответствующего уровню научного краеведения. То есть, школьное краеведение позволяет участникам педагогического процесса выступить элементами сложнейших общественных отношений, включающих социальные, производственные, экономические и ролевые отношения, которые, установившись, сохраняются порою многие десятилетия спустя. А это предполагает использование не только краеведческого принципа в обучении. Здесь педагог должен непременно использовать принципы научности и связи обучения с практикой, систематичности, последовательности, доступности и наглядности, то есть всю гамму дидактических принципов обучения, предложенной педагогической наукой и практикой

Однако педагог, организующий краеведческая деятельность школьников, должен помочь избежать ошибок, подстерегающих юных краеведов в ходе исследования и написания работы по результатам исследования. Прежде всего, ребенка необходимо научить методологически правильно проводить натурное исследование объекта изучения (то есть, вести полевые и камеральные работы), научить проводить элементарный библиографический поиск опубликованных материалов на избранную тему, продуктивно знакомиться с соответствующей исследовательской литературой; изучать опубликованные материалы (периодику, документы, справочники, монографии и др.), работать в архивах и музеях. В конце концов, правильно составлять отчет (справку, доклад) о проделанной работе, уметь написать тезисы своего доклада, подготовить свое исследование для печати.

Необходимо помочь юному краеведу с выбором темы, формы и методов исследования, так чтобы выбор соответствовал возрасту школьника, уровню его знаний. Опасно как занизить, так и завысить уровень сложности исследования, обусловленный избранной темой. Необходимо стремиться строить исследование юного краеведа в его "зоне ближайшего развития", когда ребенок способен освоить новое с помощью взрослого. Кроме этого, тема краеведческой работы должна быть избрана с учетом возрастной психологии подростка, соответствовать его интересам, то есть должна быть не просто занимательна, но и способствовать развитию личности.

Важно помочь юному краеведу построить свою работу таким образом, чтобы он ясно осознавал общественный смысл проводимого исследования, его экономический, культурный и нравственный потенциал. Ребенку надо указать не только на правила научного исследования, но и на необходимость научной этики, правильное понимание своего места в процессе работы, понимание преемственности, обязательность ссылок на источники информации, на коллектив единомышленников, на имена педагогов и научных руководителей.

Едва ли не главным аспектом в подготовке и участии в научно-практических детско-юношеских конференциях является умение подростка представить свое краеведческое исследование, рассказать о нем. Для этого необходимо научить его правильно изготовить наглядные пособия и правильно использовать их во время выступления. Необходимо готовить ребенка к устному изложению материала на аудитории, научить вступать в диалог, вести полемику, отвечать на вопросы. В конце концов, ребенок должен уметь анализировать свои ошибки, уметь дать оценку работам коллег, уметь сравнивать свое исследование с исследованиями близкими по теме.

Замечательно, что Московская городская станция юных туристов выпускает сборник на основе материалов первой Московской городской краеведческой конференции "Из дальних странствий возвратясь". Это задел на будущее. Учащиеся московских школ, все юные краеведы-исследователи Москвы, чьи работы войдут в сборник, думается, стоят у истоков важной инициативы, так необходимой выпускникам и будущим студентам: наличие печатной работы. Это не формальность, а важный этап в жизни юных краеведов Москвы. А для руководителей школ и внешкольных учреждений, учителей и педагогов дополнительного образования это еще одна возможность помочь школьнику-краеведу не просто устоять вместе со своей страной в кризисные годы, но и помочь ей своими знаниями, своим трудом; то есть быть патриотом и гражданином Москвы, России.