Домой   География   История 

© Самохин Ю.С., Костерев Н.А. ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ТУРИЗМ.
Порядок проведения. Методические рекомендации.
Условия соревнований. Конкурсная программа.
Сборник материалов 57-го первенства по туризму
среди учащихся образовательных учреждений г. Москвы. -
М.: МосгорСЮТУР, 2002.

58-ое городское первенство по туризму среди учащихся

образовательных учреждений г. Москвы

Условия соревнований "Туристские навыки и быт", "Конкурсная программа"
для групп, участвующих в виде "Экспедиционный туризм"

"Экспедиционный туризм" (группа "А", "Б")

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

соревнований по вида "Экспедиционный туризм"

Уважаемые коллеги.

Главная судейская коллегия Городского первенства по туризму среди учащихся и Судейская коллегия вида, оценивая итоги первых двух лет проведения соревнований по виду "Экспедиционный туризм", считает необходимым внести разъяснения, дополнить и установить следующий порядок проведения соревнований:

1. Условия проведения экспедиции.

ПОЛОЖЕНИЕ

По Положению о первенстве г. Москвы по туризму среди учащихся образовательных учреждений (п. 3.1) “в соревнованиях по виду "Экспедиционный туризм" участвуют команды, которые во 2-м этапе Первенства планируют в ходе туристского похода (не ниже3 степени сложности) проведение научно-исследовательских работ”.

Район туристской экспедиции определяется категорией сложности спортивно-туристской части экспедиционного маршрута.

Категория

Сложности (1)

Регион

экспедиции

Продолжительность

экспедиции

Тема

экспедиции

Для походов 3 ст. с. - 1 к. с.

Большое Подмосковье (2)

до 25 дней

Регистрируется

в НМС

Для походов 2 к. с.

Европейская часть СНГ

до 30 дней

Утверждается

в НМС

Для походов 3 к. с.

СНГ

до 35 дней

Утверждается

НМС и ГСК

(1) Допускается, по согласованию с НМС и ГСК, снижение категории сложности спортивно-туристской части экспедиционного маршрута, соответственно, для экспедиции по Европейской части СНГ- до 1 к.с., а для территории всего СНГ - до 2 к.с. в случае, если 70 % участников экспедиции, имеют опыт экспедиционного туризма Первенства предыдущих лет, имеют документально подтвержденное звание лауреатов общемосковских или всероссийских исследовательских (краеведческих) конкурсов или Олимпиад.

(2) Московская область и 7 сопредельных областей Центральной России.

При этом необходимо учитывать, что активная часть туристской экспедиции должна быть не менее 50 % продолжительности полевой части экспедиции.

Если маршрут включает в себя элементы 2 категории сложности и выше, группа должна пройти смотр готовности на местности по данному виду туризма.

2. Последовательность проведения

вида "Экспедиционный туризм"

2.1. Заявка в Мандатной комиссии 58-го Первенства и в Маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) МосгорСЮТур - по графику определяющего вида экспедиционного маршрута

2.2. Заявка района туристской экспедиции и темы экспедиционного исследования в Научно-Методическом Совете (НМС) при Главной судейской коллегии (ГСК) Первенства - 14 мая 2003 г. и 21 мая 2003 г.

Необходимые документы для заявки:

  • Именная заявка команды
  • Медицинские справки.
  • Документы о возрасте участников.
  • Заявочная книжка на активную часть маршрута, рассмотренная МКК МосгорСЮТур.
  • Заявка на экспедиционную часть маршрута (вкладыш в заявочную книжку - см. Приложение №1), где указывается:

а. Задачи исследования и научно-педагогическое обоснование темы и района экспедиции;

б. Материалы коллектива о предыдущих экспедициях и исследованиях данной группы (рефераты, публикации, фотографии, наличие экспозиций или стендов в кабинете или в школьном музее по данной теме, отзывы организаций, отзывы экспертов, свидетельства, дипломы и др. )

в. Программа (последовательность выполнения) исследований;

г. Опыт группы (коллектива) в исследовательской (экспедиционной) деятельности и сведения о проведенных группой экспедициях по данной теме;

д. Опыт участников и руководителей в исследовательской (экспедиционной) деятельности по данной теме;

е. Необходимое (планируемое) обеспечение научно-исследовательской работы (оборудования, справочные материалы и др.).

2.3. Первый этап Первенства: Соревнования на поляне слета - 6-10 июня 2003 г.

2.4. Второй этап Первенства: Туристская экспедиция - июнь-август 2003 г.

2.5. Предоставление отчета о Туристской экспедиции в НМС - до 12 ноября 2003 г.

2.6. Научно-практическая детско-юношеская конференция - 22-23 ноября 2003 г.

3. Методические рекомендации для руководителей и участников

команд, участвующих в виде "Экспедиционный туризм"

3.1. В ходе заявки в Научно-Методическом Совете (НМС) района экспедиции и темы экспедиционного исследования необходимо учитывать, что при выборе района исследования необходимо использовать принцип "гносеологической спирали" (спирали познания) А.А. Остапца-Свешникова: от простого и ближнего к сложному и дальнему. То есть педагогически недопустимо в систематической работе с детьми планировать изучение, к примеру, Уссурийской тайги, не изучив леса Подмосковье или Центральной России, не проработав в экспедиции хотя бы один из природных комплексов Русской равнины или Урала, не посетив хотя бы один из сложнейших природных комплексов Сибири.

3.2. В определении темы исследования, группа должна исходить из следующих соображений:

Исследование должно иметь практический и социальный смысл, например, использоваться в организации музея, в создании наглядных пособий, поддержки инициатив лесничеств, выполнения заданий национальных парков и заповедников России, государственных музеев, природоохранных и культурных акций общественности.

3.3. На стадии подготовки туристской экспедиции команда должна продумать следующие вопросы, традиционные для научного исследования:

3.4. Эти вопросы должны быть изложены во “Введении” к Отчету об экспедиционном исследовании, а сам материал исследования должен быть изложен в трех частях (главах):

I. Методико-педагогическая часть;

II. Научно-исследовательская часть;

III. Туристское обеспечение экспедиционного маршрута.

Например:

Тема экспедиции "Создание учебных коллекций из минералов Хибинских тундр"

Введение.

Основная часть.

I. Организация изучения минералов силами группой школьников в условиях туристкой экспедиции ( методико-педагогической часть)

II. Свойства и разнообразие минералов Хибинских тундр в создании учебных коллекций кабинета географии (научно-исследовательская часть)

III. Описание маршрута по минералогическим объектам Хибин. (туристское обеспечение экспедиционного маршрута).

Заключение.

Стоит особо подчеркнуть, что, к примеру, изучение минералов какого-либо района, экологический мониторинг территории или, скажем, изучение геофизики региона не могут быть проведены сколько-нибудь серьезно и глубоко в условиях экспедиции школьников, поэтому следует сразу оговориться, что формулируя актуальность, практическую и теоретическую значимость исследования, а тем более научную новизну исследования, хотелось бы направить усилия руководителей в прикладное русло, то есть на использование материалов экспедиции на уроках, в системе дополнительного образования, в спортивных путешествиях, в музейной педагогике, в природоохранной работе и т.п. Это, с одной стороны, поможет разумно ограничить рамки исследования, а с другой стороны, исследовательские задачи, поставленные перед группой, будут актуальны и посильны для экспедиции юных исследователей-туристов.

 

3.5. Методико-педагогическое направление.

В результатах специализированной научной экспедиции заинтересованы, прежде всего, выпускающие организации (НИИ, Министерства и т.п.), финансирующие исследование, но кто может быть заинтересован в исследованиях школьников в тех или иных областях, которые, скорее всего, не могут всерьез конкурировать с исследованиями настоящих специалистов? При этом, конечно, уровень профессионального погружения (профессионализм) в исследованиях приветствуется, но не это определяет исследовательский потенциал экспедиционной группы. Мы считаем, что исследования школьников представляют интерес, за редчайшим исключением, только как педагогическая акция.

Отсюда следует и определение педагогических целей и задач, таких, как овладение конкретными знаниями, умениями и навыками, использование междисциплинарного подхода в овладении знаниями и практическое применение знаний, умений и навыков в ходе исследования.

В ходе исследования педагогу необходимо научить школьников:

Выбор темы, формы и методов исследования должны соответствовать возрасту школьников, уровню их знаний. Нежелательно как занижать, так и завышать уровень сложности исследования, обусловленный избранной темой. Необходимо стремиться строить работу юных исследователей в “зоне ближайшего развития”; в этом случае в сотрудничестве с педагогом подросток способен наиболее успешно освоить и эффективно использовать новые знания, умения и навыки. Кроме этого, тема краеведческой работы должна быть избрана с учетом возрастной психологии, соответствовать интересам юных исследователей, то есть должна быть не просто занимательна, но и способствовать развитию человека.

Важно построить свою работу таким образом, чтобы участники экспедиции ясно осознавали общественный смысл проводимого исследования, его экономический, культурный и нравственный потенциал. Им надо указать не только на правила научного исследования, но и на необходимость научной этики, правильное понимание своего места в процессе работы, понимание преемственности, обязательность ссылок на источники информации, на коллектив единомышленников, на имена педагогов и научных руководителей.

Важным навыком при подведении итогов экспедиции является умение подростков представить свое исследование на научно-практических детско-юношеских конференциях. Для этого необходимо научить их правильно изготовить наглядные пособия и правильно использовать их во время выступления. Необходимо готовить школьников к устному изложению материала на аудитории, научить вступать в диалог, вести полемику, отвечать на вопросы.

Начинающий исследователь должен уметь анализировать свои ошибки, уметь дать оценку работам коллег, уметь сравнивать свое исследование с близкими по теме исследованиями.

Исходя из учебных целей и задач, становятся очевидными и воспитательные задачи, одновременно охватывающие учебное время и досуг в экспедиции. Это такие задачи как: профориентация, оздоровление, формирование навыка жизни в коллективе, готовности отстаивать культурные и природные ценности.

Общественное значение исследований в работе с детьми состоит в накоплении учебно-исследовательских методик в различных сферах знания, то есть в Отчете желательно представить не только методики и результаты исследования, но и методики обучения школьников исследовательским методам, их результативность. Тем самым как исследовательские, так и педагогические приемы и находки станут доступны широкому кругу педагогов, в т.ч. руководителям туристско-спортивных и краеведческих коллективов.

Итоги экспедиции, итоги экспедиционного исследования, в отличие от технического описания в спортивных тур. групп, не должно стать лишь очередным томом в библиотеке МосгорСЮТур. Для этого предполагается подведение итогов участия экспедиционных групп в Первенстве три этапа:

3.6. Научно-исследовательское направление

Не следует путать методико-педагогический аспект экспедиции, направленный на организацию индивидуальной и коллективной деятельности школьников, и методику конкретных научных и учебных исследований, направленных на сбор исследовательской информации. Уровень Первенства г. Москвы предполагает владение руководителем общепринятыми методиками исследований в соответствии с заявленной тематикой.

Мы понимаем, что у недобросовестного руководителя есть соблазн облегчить себе организационную и педагогическую задачу и представить на Первенство компиляцию (выжимку) из серьезных источников по заявленной теме исследования, вместо того, чтобы организовать школьников на настоящее учебно-исследовательскую или даже научно-исследовательскую деятельность, получить результаты и отчитаться в ней.

По опыту проведения Первенства мы также знаем, что, нередко, группы представляют вместо собственной краеведческой работы, студенческие курсовые работы вузовских факультетов, списанных с монографии на заданную тему, ограничиваясь короткой привязкой к маршруту. Однако такие группы не показывают собственного вклада в краеведческую часть Отчета, то есть у них отсутствуют результаты работы участников похода или экспедиции.

Если для туристских отчетов это ведет к потере зачетных баллов, то для экспедиционных групп Научно-Методический Совет оставляет за собой право снять такую работу и такую группу с вида "Экспедиционный туризм", с отстранением руководителя от участие в будущих Первенствах. .

Нам знакомы факты и другой крайности, когда исследования необходимы руководителю для реализации своих научных интересов, а дети для него выступают "бесплатной рабочей силой" и возможностью получить дотацию на экспедицию, при этом в своей работе такой руководитель не ставит учебно-педагогических задач, полагая, что дети научаться сами в ходе работы взрослого исследователя.

В целом, использование необходимых источников и личная заинтересованность руководителя в исследованиях не является неправильной или опасной, просто с учетом того, что участники экспедиции - школьники, мы предполагаем равноценной частью исследовательского отчета: изложение хода исследования силами юных исследователей. То есть в контексте отчета должна быть отражена методология педагогической работы со школьниками в ходе экспедиции не только в специальном разделе, но и во всем тексте исследования. При использовании научного аппарата: терминов, логических увязок, а также справочников, определителей и т.п. должно быть ясно, откуда дети все "это" знают, насколько осознано используют, в чем роль руководителя, как шло обучение детей в подготовительный период.

Особый тип экспедиционного исследования связан с медико-биологическими состоянием членов экспедиции, своего рода исследованиями над школьниками. Например, одна из групп сдала краеведческий отчет о выполнении задания фирмы-производителя: испытать на маршруте экспериментальные стельки для обуви и сравнить физиологические характеристики "подопытных" детей с контрольной группой. В виде "Экспедиционный туризм" такого рода исследования неприемлемы, поскольку не решают ни методико-педагогических, ни учебно-исследовательских задач, а главное, косвенное и прямое использование детей для таких экспериментов, мы считаем, не этичным.

Может показаться, что создание, к примеру, упомянутой выше, Экспозиции в кабинете географии минералов Хибинских тундр не является научно-исследовательской темой экспедиции, а скорее относится к методико-педагогическим задачам руководителя. Однако это не так. Создание грамотной экспозиции на какую либо тематику является актуальнейшей научной темой не только для педагога, но и для группы, внутри которой могут быть поставлены ряд индивидуальных исследовательских тем, например, "Минералы и знаки Зодиака", "Определение твердость минералов Хибин в полевых условиях", "Возможности обработки поделочных камней Хибин", "История геологических исследований Хибин", "Современные ландшафты и геологическая история Хибин" и множество других локальных тем, которые вполне могут быть объединены в школьной экспозиции.

3.7. Туристское направление

Особое место в виде "Экспедиционный туризм" занимает туристское направление, поскольку без туризма вид не смог бы существовать в Первенстве. Активная часть маршрута должна быть заявлена в МКК МосгорСЮТур в соответствии с установленными сроками и в соответствии с действующей инструкцией "Инструкцией по организации и проведению туристских мероприятий с обучающимися образовательных учреждений системы Московского комитета образования " (приказ МКО № 707 от 25.09.2001 г).

Активная часть экспедиции должна быть не менее 50 % продолжительности полевой части экспедиции.

Если маршрут включает в себя элементы 2 категории сложности и выше, группа должна пройти смотр готовности на местности по данному виду туризма.

В отчет об экспедиции включается раздел "Туристское обеспечение экспедиционного маршрута", в который входит:

Требования к техническому описанию предъявляется в соответствии с категорией сложности спортивной части экспедиционного маршрута.

3.8. Оценка материалов в виде "Экспедиционный туризм"

Заявочные материалы, отчеты о проведенной экспедиции и выступления на научно-практической конференции участников вида "Экспедиционный туризм" оцениваются в форме коллегиальной экспертной оценки членами научно методического совета (НМС) ГСК Первенства.

Так как работы могут быть из самых разных областей знаний, члены НМС постараются найти возможность не только профессиональной оценки на тематику исследования, но также и оценить работу с общих научно-методологических подходов, в том числе и с научно-педагогической точки зрения.

В конечном счете более высоко будет оцениваться самостоятельная работа группы на всех этапах, а не правильно подобранная компиляция из доступных группе источников.

Н.А. Костерев Главный судья по виду "Туристское путешествие"

Ю.С. Самохин Главный судья по виду "Экспедиционный туризм"

 

Условия соревнований

на 1 этапе по виду "Экспедиционный туризм"

(возрастные группы “А” и “Б”)

1. Общие положения

1.1. Соревнования на первом этапе по виду "Экспедиционный туризм" проводятся в соответствии с Положением о 58-ом городском первенстве по туризму среди учащихся образовательных учреждений г. Москвы в возрастных группах А и Б. Состав участников и порядок заявки на соревнования также определяется Положением о Первенстве.

1.2. Соревнования по отдельным видам 1 этапа проводятся в соответствии с Условиями соревнований, которые выдаются командам за месяц до начала соревнований. Соревнования по видам "Туристские навыки и быт" и Конкурсная программа проводятся по условиям соревнований вида "Пешеходный туризм" (возрастные группы "Б" и "В").

2. Участники соревнований

  1. Участие в соревнованиях могут принимать все участники команд, прибывшие на поляну слета и допущенные к соревнованиям мандатной комиссией.
  2. Руководители, их заместители, а также помощники руководителей могут принимать участие только в соревнованиях по виду “Туристские навыки и быт” (кроме конкурсов по туристским обязанностям). В остальных видах туристского многоборья они выступают в качестве тренеров и консультантов участников, выполняя эти обязанности вне трассы соревнований.
  3. Состав команд на отдельные дистанции определяется Условиями соревнований по видам.

3. Программа соревнований

3.1.В программу соревнований входят следующие зачетные виды:

 

    1. Соревнования по виду " Краеведческий туристский маршрут (КТМ)"
    2. Соревнования по виду "Тематическое экспедиционное исследование (ТЭИ)"
    3. Соревнования по виду "Туристские навыки и быт"
    4. Конкурсная программа

 

 

4. Порядок определения результатов.

Награждение победителей

4.1. Результаты соревнований по отдельным видам определяются в соответствии с видовыми Условиями соревнований.

4.2. Результат соревнований в комплексном зачете определяется по сумме зачетных очков, набранных в отдельных видах программы.

4.2.1. Количество зачетных очков в соревнованиях по видам “Краеведческий туристский маршрут”, “Тематическое экспедиционное исследование”, “Туристские навыки и быт” определяется по формуле:

  ,

где: РЭ - эталонный результат, определяемый как среднее арифметическое результатов команд, занявших три первых места,

РК - результат команды.

4.2.2. Количество зачетных очков в конкурсной программе определяется по формуле:

.

4.3. Команда, не получившие зачета по одному из зачетных видов соревнований, занимают в комплексном зачете места после команд, имеющих полный зачет.

5. Соревнование как смотр готовности к экспедиции

5.1 Соревнования первого этапа первенства г. Москвы является смотром готовности к научно-туристским экспедициям, проводимым на втором этапе первенства.

5.2 Основанием для рассмотрения ГСК вопроса о незачете смотра готовности и недопуске команды ко второму этапу являются следующие случаи:

5.2.1. Снятие команды с видов КТМ, ТЭИ или “Туристские навыки и быт”.

5.2.2. Грубые нарушения техники безопасности, дисциплины на поляне слета и правил охраны природы.

 

 

 

Условия соревнований

по виду “Тематическое экспедиционное исследование”

1. Общие положения

1.1. Тематическое экспедиционное исследование (ТЭИ) — соревнование команд, по проведению исследования на местности в соответствии с заявленной командой темой и исследовательской методикой летней экспедиции.

1.2. Настоящие Условия соревнований описывают условия прохождения ее этапов, задачи команды на отдельных этапах, систему оценок и определения итогового результата команды.

1.3. Количество участников на соревнованиях ТЭИ определяется командой, в соответствии с заявленной методикой, но не менее 2-х человек и не более 10 человек (количество юношей и девушек — произвольное), без руководителей и помощника.

1.4. На этапах ТЭИ устанавливается контрольное время. За превышение контрольного времени на каждом из этапов общий результат команды в виде ТЭИ пропорционально снижается.

1.5. Объекты исследования для каждой из команд и контрольное время этапов и другие сведения сообщаются командам в Информации о дистанции перед стартом.

1.6. Команда должна иметь личное и групповое снаряжение, а также оборудование для тематического исследования в соответствии с заявленной командой методикой летней экспедиции.

1.7. Судейская коллегия проводит проверку заявленного снаряжения. При отсутствии любого наименования снаряжения или оборудование, указанного в методике заявленной летней экспедиции, результат команды снижается.

1.8. При получении участником травмы команда должна оказать ему доврачебную помощь и немедленно сообщить о полученной травме в судейскую коллегию. При невозможности продолжать движение с травмированным участником команда прекращает участие в соревнованиях. Решение об этом может быть принято как командой, так и судьями.

2. Программа ТЭИ

2.1. Соревнование по виду "Тематическое экспедиционное исследование" предусматривает следующие этапы:

2.2. Этап 1: "Заявка на тематическое экспедиционное исследование" - до 15 баллов.

Команда заполняет экспедиционный лист с указанием состава команды, темы и методики исследования, предполагаемое время исследования, необходимое личное, групповое снаряжение и исследовательское оборудование. Экспедиционный лист для Заявки на ТЭИ команда получает по приходу на поляну слета, сдает в судейскую коллегию за сутки до старта.

2.3. Этап 2: "Движение команды к объекту исследования" - до 5 баллов.

Конкретный объект (точка) исследования команде сообщается на старте ТЭИ. В сопровождении судьи-эксперта команда самостоятельно идет до объекта и обратно за контрольное время. На этапе оценивается организованность и дисциплина группы, соблюдение правил безопасности.

2.4. Этап 3: "Проведение исследования на объекте" - до 30 баллов

В соответствии с заявленной методикой команда самостоятельно проводит тематическое исследование предложенного объекта за контрольное время. Результаты исследования заносятся в соответствующей заявленной методике "Полевой дневник". Команда может пользоваться необходимыми справочниками и определителями. Планируемое время исследования - до 4 часов

Судья-эксперт оценивает выполнение исследования, в соответствии с заявленной методикой, владение исследовательскими навыками и соблюдение техники безопасности.

2.5. Этап 4: "Обработка результатов исследований" - до 25 баллов

Команда на поляне слета за контрольное время готовит материалы и выступление на полевой учебно-исследовательской конференции по результатам проведенного исследования. В подготовке выступления допускается участие всей команды и руководителей. Этап оценивается по содержанию представленных материалов ( текст, таблицы, рисунки, плакаты и т.п.), соответствие методике исследования, результаты и аккуратность выполнения.

2.6. Этап 5: "Полевая учебно-исследовательская конференция" - до 25 баллов

На полевой учебно-исследовательской конференции команда представляет проведенное исследование, с рассказом о целях и ходе исследования, полученных результатах и выводах, рекомендациях и значении исследования. К выступлению на конференции допускаются только участники Этапа № 3. Время выступления до 10 минут. Оценивается полнота изложения, владение материалом, наглядность.

3. Определение результатов ТЭИ.

3.1. Результат команды в виде "Тематическое экспедиционное исследование" определяется по формуле: сумма баллов, набранных на всех этапах ТЭИ, минус штрафные баллы за превышение контрольного времени на этапах

3.2. Оценка экспертная, коллегиальная.

3.3. Судья-эксперт на этапах № 2 и №3 имеет право снять команду с вида за грубое нарушение техники безопасности.

3.4. Команда, не сдавшая материалы исследования (Этап № 4) или не участвующая в полевой учебно-исследовательской конференции (Этап №5) снимается с вида.

Условия соревнований

по виду “Краеведческий туристский маршрут”

1. Общие положения

1.1. Краеведческий туристский маршрут (КТМ) — комплексные командные соревнования, имитирующие действия экспедиционной группы в реальных экспедиционных условиях. Предлагаемая версия КТМ моделирует работу группы в условиях проведения экспедиции с целью комплексного краеведческого исследования в новой для участников местности.

1.2. Настоящие Условия соревнований описывают дистанцию, условия прохождения ее участков, задачи команды на отдельных этапах, систему оценок и определения итогового результата команды.

1.3. В соревнованиях принимает участие команда в составе 8 участников (количество юношей и девушек — произвольное), без руководителей и помощника.

Команда проходит КТМ в полном составе. На некоторых этапах команда выставляет количество участников, оговоренное условиями этапа.

1.4. На дистанции устанавливается общее оптимальное и контрольное время. Также устанавливается контрольное время на отдельных этапах и участках дистанции.

За превышение оптимального времени команда штрафуется ( — 1 балл за каждую минуту опоздания), а за превышение контрольного - снимается с дистанции (этапа, участка).

1.5. Протяженность дистанции, ее участков и этапов, оптимальное, контрольное время и другие сведения сообщаются командам в Информации о дистанции перед стартом.

1.6. Команда должна иметь личное и групповое снаряжение, указанное в Приложении 1 к настоящим Условиям. Команда имеет право использовать иное снаряжение, не указанное в данном списке, за исключением радиостанций, механических средств передвижения, дополнительных карт и схем местности (за исключением выданных судейской коллегией), пиротехнических сигнальных средств.

1.7. Судейская коллегия проводит проверку личного и группового снаряжения. При отсутствии любых элементов снаряжения, указанных в Списке обязательного снаряжения, команда не допускается к старту. При отсутствии у команды снаряжения, необходимого для прохождения того или иного этапа, команда не выпускается на этот этап.

1.8. При получении участником травмы команда должна оказать ему доврачебную помощь и немедленно сообщить о полученной травме в судейскую коллегию. При невозможности продолжать движение с травмированным участником команда прекращает участие в соревнованиях. Решение об этом может быть принято как командой, так и судьями.

2. Программа КТМ

2.1. КТМ разбит на 2 блока, имеющих самостоятельную логику. Каждый из Блоков разбит на этапы.

2.2. Блок 1: “Краеведческие исследования на маршруте”.

Команда должна выполнить комплексное учебное исследование, включающее:

А. Исследования на маршруте:

Б. Ландшафтное исследование участка местности:

В. Этнографические исследования:

По каждой теме исследования командам будет предложена методика. Команда выполняет исследования, результаты которых заносятся в "Полевой дневник", выданный судейской коллегией. Команда должна выполнить все предложенные исследования.

Выполненные исследования, отраженная в Полевом дневнике оценивается по следующим показателям: соответствии методике исследования, результаты наблюдений, аккуратность записей. Оценка экспертная, коллегиальная.

2.3. Блок 2: "Туристское обеспечение экспедиционного маршрута".

Максимальная оценка каждого этапа "Туристского обеспечения экспедиционного маршрута" - 20 баллов.

2.5. Судейская коллегия имеет право изменить порядок прохождения этапов, а также изменить число этапов и вариантов прохождения в сторону упрощения.

3. Определение результатов КТМ.

3.1. Результат команды в КТМ определяется по формуле: сумма баллов, набранных на этапах КТМ минус штрафные баллы за превышение оптимального времени на дистанции.

3.2. Команда, не выполнившая все исследования 1-го блока ( Краеведческие исследования на маршруте) и не прошедшая все этапы 2 блока ("Туристского обеспечения экспедиционного маршрута") занимает места после команд, выполнивших всю программу.

3.3. Команды, не уложившиеся в контрольное время КТМ, снимаются с данного вида соревнований.

Приложение 1

Список обязательного снаряжения команды

для участников соревнований

Групповое снаряжение

  1. Медицинская аптечка;
  2. Компасы - 2 шт.;
  3. Карта (выдается судейской коллегией);
  4. Полевой дневник (выдается судейской коллегией);
  5. Костровое оборудование для организации горячего перекуса;
  6. Костровой тент;
  7. Рукавицы;
  8. Снаряжение необходимое для транспортировки пострадавшего;
  9. Снаряжение для записи результатов исследований на маршруте: ручки, карандаши, ластики, линейка, транспортир ;
  10. Термометр.
  11. Рюкзаки (кол-во на усмотрение команды)

Личное снаряжение

  1. Полный комплект запасного белья и одежды в непромокаемой упаковке
  2. Головной убор
  3. Штормовка
  4. Накидка от дождя
  5. Рукавицы

Условия соревнований

на 2 этапе по виду "Экспедиционный туризм"

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 В туристской экспедиции участвует вся группа. Маршрут экспедиции должен быть согласован с МКК МосгорСЮТур, тема экспедиционного исследования должна быть согласовано с научно-методическим советом ГСК Первенства.

1.2. Активная часть маршрута должна проводиться в соответствии с действующей "Инструкцией по организации и проведению туристских мероприятий с обучающимися образовательных учреждений системы Московского комитета образования " (приказ МКО № 707 от 25.09.2001 г).

1.3. Активная часть экспедиции должна быть не менее 50 % продолжительности полевой части экспедиции.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПИСЬМЕННОГО ОТЧЕТА ОБ ЭКСПЕДИЦИИ

Максимальная оценка за письменный отчет - 100 баллов. Письменный отчет об экспедиции состоит из следующих разделов:

2.1. Сведения об экспедиции (10 баллов):

2.1.1. Титульный лист. (см. Приложение 1)

2.1.2. Оглавление (до 1 балла)

2.1.3. Справочные сведения (до 2 балла)

Указывается название учреждения, округ, район экспедиции, тема экспедиции, категория сложности туристской части экспедиционного маршрута, нитку экспедиционного маршрута, протяженность, сроки экспедиции, продолжительность активной части, номер маршрутной книжки, состав группы (с указанием года рождения, туристского опыта и туристских и экспедиционных обязанностей участников и руководителей). Состав группы может быть на отдельном листе.

2.1.4. График экспедиции (см. Приложение 2) (до 3 баллов)

В графике указывается номер дня, дата, пройденный участок пути (от—до), протяженность, чистое ходовое время, определяющие препятствия или выполненная полевая работа. В конце таблицы указывается общая протяженность, продолжительность активной части маршрута. График движения заполняется от Москвы до Москвы. Километраж и ходовое время линейных радиальных выходов указываются в одну сторону.

2.1.5. Общая характеристика района экспедиции (до 4 баллов)

Дается описание района экспедиции: географическое положение, сведения об учебно-исследовательских возможностях района, варианты подъезда и выезда с маршрута (вид транспорта, расписание, время в пути, стоимость, другие возможности проезда), сведения о возможности организации заброски продуктов на маршруте, запасные и аварийные варианты данного маршрута, сведения о медицинских пунктах, музеях, магазинах, адреса и телефоны поисково-спасательной службы, туристских организаций.

2.2 Экспедиционное исследование (80 баллов)

Описание экспедиционного исследования должно состоять из разделов:

2.2.1. Введение ( до 4 баллов)

Обосновывается актуальность исследования, проблема исследования, цель исследования, задачи исследования, объект и предмет исследования, методологическая и теоретическая основа исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, положения, выносимые на защиту исследования, возможности внедрения результатов исследования в учебно-педагогическую или исследовательскую практику.

2.2.2. Основная часть, ( главы, параграфы, пункты)

2.2.2.1 Методико-педагогическая часть. Организация экспедиции (до 25 баллов)

В разделе должны быть изложены или описаны:

а. педагогические цели и задачи, решаемые в ходе исследования;

б. методика организации экспедиционной группы в ходе исследований на местности;

в. навыки, которыми овладели юные исследователи в ходе экспедиции;

г. как сочетались теория и практика в ходе исследования;

д. как сочетался отдых и исследовательская работа участников;.

е. как осуществлялось решение воспитательных задач;

ж. общественное значение исследований;

з. результативность экспедиции.

2.2.2.2. Научно-исследовательская часть. Экспедиционное исследование (до 25 баллов)

В разделе должны быть изложены или описаны:

а. исследовательские цели и задачи экспедиции;

б. подготовительная работа для организации исследований;

в. программа исследований;

г. ход исследований,

д. темы и работы участников экспедиции;

е. практические результаты исследования;

ж. теоретические результаты исследования;

з. выводы и рекомендации по итогам исследования;

и. план тематической экспозиции или другие формы представления исследования в учреждениях образования;

2.2.2.3. Туристское обеспечение экспедиционного маршрута (до 25 баллов)

В должны быть изложены или описаны:

а. техническое описание маршрута экспедиции (до 20 баллов)

б. картографический материал (до 2 баллов);

в. сведения о материальном обеспечении группы (до 1 балла);

г. выводы и рекомендации по маршруту(до 2 баллов).

Содержание разделов должно соответствовать Условиям соревнований по виду "Туристский поход" (раздел № 4 "Письменной отчет о походе") возрастной группы "А" 57 городского первенство туризму учащихся образовательных учреждений г. Москвы.

2.2.3. Заключение (до 1 балла)

2.3. Приложения 5 баллов

1. Фотографии.

2. Список литературы

2.4. Качество оформления исследования 5 баллов