МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЕАЦИИ

 

Московский государственный гуманитарный университет

им. М.А. Шолохова

 

 

 

 

 

 

 

Самохин Ю.С.

 

 

 

 

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

по курсу «Экономическая и социальная

география зарубежных стран»

И

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

 

 

 

 

 

 

Москва 2010

 

 

 

КАК ПИСАТЬ КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

Контрольная работа по экономической и социальной географии зарубежных стран обязательна для выполнения на географических факультетах заочных и очно-заочных (вечерних) отделениях педагогических вузов по специальности «География» в 9 семестре. Студент -заочник выбирает одну из тем, предлагаемых настоящим пособием. Выбор и разработка тем вне данной тематики должны быть согласованы с преподавателем, поскольку предложенные в пособии темы, предусмотрены учебной программой, но недостаточно подробно рассматриваются, а иногда и вовсе опускаются на аудиторных занятиях.

Выполнение студентом контрольной работы направлено на использование источников информации, в том числе цифровых данных, а также на систематизацию и обобщение собранного материала, составление простых картосхем, диаграмм, графиков и таблиц.

Примерный объем контрольной работы 7- 8 страниц машинописного (шрифт 12 пт., MS Word for Windows) -12-15 страниц рукописного текста, написанного разборчиво на одной стороне машинописного листа с полями 25 -30 мм шириной для пометок проверяющего (рецензента).

В начале контрольной работы дается развернутый план, в соответствии с которым содержание работы необходимо структурировать.

К работе прилагаются не менее чем одна картосхема, вычерченная самостоятельно или с использованием школьных контурных карт. Не допускается вырезать и наклеивать картосхемы из печатных изданий - книг, атласов, журналов. Работа может содержать дополнительный иллюстративный материал - рисунки, фото, графики и т. д. Обязательны в контрольной работе также одна-две простые статистические таблицы с указанием источников, откуда заимствованы данные. Прямые цитаты необходимо выделить кавычками, с указанием в квадратных скобках номер источника в списке литературы и страницу из него. Адаптированные цитаты также требуют ссылок в тексте с указанием в квадратных скобках номера источника и страницы. Отсутствие ссылок в тексте свидетельствует о некритичном подходе студента к выполнению контрольной работы или об отсутствии более чем 1-2 источников, что неприемлемо для студента старшего курса, исключает творческое отношение к учебе.

Если текст контрольной работы, в соответствии с планом поделен на части, необходимы также заголовки и подзаголовки. В контрольной работе обязательна нумерация страниц. Список использованной литературы нужно оформить по правилам, существующим для учебной и научной литературы, а именно: номер работы по алфавиту (автора или названия работы), автор, название работы (без кавычек), место издания (город и издательство), год издания. Для статей из журналов, сборников и других периодических изданий кроме названия работы, дается название источника, год издания и номер источника. Если использованы материалы из сети интернет, то ссылка в списке литературы оформляется с указанием автора цитируемой работы, название книги или статьи, откуда взята цитата или информация, наименование интернет сайта, в котором эта книга или статья размещена, а затем ее адрес *.html.

Работа должна быть выполнена аккуратно, что влияет на общую оценку.

Пособие предлагает 50 тем. Они составлены с учетом современной политической и экономической ситуации в мире, в целом соответствуют общепринятым вузовским и школьным программам. Для раскрытия темы можно использовать самый широкий спектр литературы, вышедшей в последние годы, включая постоянно обновляемые школьные учебники, тематические пособия для вузов и монографии. Уже несколько лет они постоянно есть в продаже. Широко используется ныне и возможности сети интернет. Хотя для разработки некоторых тем могут быть трудности в подборе источников. Не всегда может помочь вузовская библиотека, а также иные библиотеки с ограниченным бюджетом. Иной раз не помогает и сеть интернет. В этом случае необходимо использовать несколько изданий книг и журналов. Многие из подобного рода изданий используются почти для всех тем настоящего пособия.

Ниже приводиться список изданий наиболее часто употребляемых при написании контрольной работы. Поэтому в списках литературы настоящего пособия к конкретным темам указываются только фамилия автора и название источника.

Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник. - М.: Гардарики, 2000

Большой географический атлас школьника. - Издательство «Дрофа», АСТ-ПРЕСС или др. (включает все карты школьного курса географии)

География в школе. Журнал для учителей.

География. Приложение к газете «Первое сентября»

Гладкий Ю. Н. , Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. - 6 -е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2000.

Дронов В.П. , Ром В.Я. , Максаковский В.П. Экономическая и социальная география. Справочные материалы. - М., 2001.

Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учеб. заведений. - 3 изд., - М.: Дрофа, 1999.

Любимов И. М. Общая политическая, экономическая  и социальная география. - М.: Гелиос АРВ, 2001.

Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), - Ярославль, 1996. 1, 2, 3 части (тома).  (В 2003 г. вышло обновленное издание в 2-х томах).

Максаковский В. П. Историческая география мира: Учебное пособие для вузов. - М.: Экопресс, 1997.

Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса средней школы. 10 - е изд., (1 - е издание вышло в 1990 г), - М.: Просвещение, 2002.

Народонаселение. Энциклопедический словарь. 1994

Общественно-политические газеты и журналы: «Эксперт», «Итоги», «Деньги» и др.

Родионова И.А, Бунакова Т.М. Учебно-справочное пособие. Экономическая география. - М.:  Московский лицей, 2000 г.

Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского. - М.: Дрофа, 2001.

Страны и регионы мира2003. Экономико-политический справочник / под ред. А.С. Булатова. - М., 2003. (можно другое аналогичное издание).

Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: Учеб. для 10-11 кл. шк. с углубл. изучением гуманит. предметов. - 2 изд., перераб. - М.: Просвещение, 2001.

Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова. - М.: Гардарики, 2002.

 


 

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

Тема 1. Основные этапы развития науки и техники. Географические изменения, связанные с этим развитием

Примерный план:

1. Первый этап - от начала Великих географических открытий XVI в. (до первой половины XVII в.).

2. Второй этап - первая половина XVII в. - до 70-х гг. XIX в.

3. Третий этап - 70-е гг. XIX в. - начало XX в., до Первой мировой войны.

4. Четвертый этап - между Мировыми войнами (20 - 40-е гг. XX в.).

5. Пятый этап - послевоенное развитие науки и техники (с середины 40-х - начала 50-х гг. до конца 80-х гг. XX в.). Особое внимание уделить периоду нефтяного кризиса 70 -х гг. XX в. и созданию ресурсосберегающих технологий.

6. Шестой этап - 90-е гг. XX в. по настоящее время - распад социалистического лагеря, новые государства и новая геополитика. Обратить внимание на информационные технологии. 

Практическое задание. Составить хронологию (с XI в. до XXI в.) важнейших технологических открытий и изобретений, определивших формирование современной политической карты (не более 25).

Вопросы для собеседования:

1. Технологические предпосылки эпохи Великих географических открытий.

2. Роль информационных технологий в современных геополитических процессах.

Литература:

1. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира.

2. Витвер И. А. Историко-географическое введение в экономическую географию зарубежного мира. - М.: Просвещение, 1963

3. Максаковский В. П. Историческая география мира: Учебное пособие для вузов.

4. Любимов И. М. Общая политическая, экономическая и социальная география. - М.: Гелиос АРВ, 2001.

 

Тема 2. Современные классификации стран мира

Примерный план:

Провести классификацию стран по:

1. Размерам территории.

2. Численности населения.

3. Географическому положению.

4. По формам правления и государственного устройства.

5. Классификация и типология стран мира как важнейший раздел экономической и социальной географии.

Практическое задание. На контурной карте обозначить (окраской) страны по формам правления и государственному устройству, нанести 7 крупнейших стран по размерам территории, 10 - по численности населения.

Вопросы для собеседования:

1. Может ли меняться форма государственного устройства стран в наше время? Приведите примеры.

2. Что такое «исламское государство»? Какие исламские государства вы знаете.

Литература:

1. Страны мира.

2. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.

3. Голубчик М. М. Политическая география мира. Учебное пособие. - Смоленск: Изд-во СГУ, 1998.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

5. Родионова И.А, Бунакова Т.М. Учебно-справочное пособие. Экономическая география.

 

Тема 3. Современная экономическая классификация стран

В основу классификации необходимо положить важнейшие социально-экономические показатели: валовой национальный продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в год, структуру занятости населения, производство электроэнергии на душу населения в год, структуру внешней торговли, а в ней - примерную долю наукоемкой продукции, сырьевую составляющую в экспорте, примерную долю сырья и готовой продукции в импорте. Вычислить ВВП одной из стран в каждой группировке на душу населения.

Примерный план:

1. Принципы экономической классификации стран.

2. Экономически развитые страны.

3. Развивающиеся страны.

4. Страны с «переходной экономикой» (постсоциалистические) и социалистические.

Практическое задание. Нанести на контурную карту (или составить таблицу) группы указанных типов стран (по 5 каждой группе) с соответствующей окраской на карте.

Вопросы для собеседования:

1. Как влияют на степень развития страны показатели:

а. структура занятости населения,

б. положительное или отрицательное сальдо во внешней торговле,

в. структура первичного, вторичного, третичного и четвертичного (информационного) секторов экономики?

Литература:

1. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.

2. Любимов И. М. Общая политическая, экономическая и социальная география.

3. Голубчик М. М. Политическая география мира. Учебное пособие. - Смоленск: Изд-во СГУ, 1998.

4. Родионова И.А, Бунакова Т.М. Учебно-справочное пособие. Экономическая география.

 

Тема 4. Современные международные организации (интеграционные группировки)

Примерный план:

1. Выделить важнейшие глобальные, региональные и субрегиональные организации мира.

2. Характеристика международных экономических и экономико-политических организаций (год создания, состав, цели и задачи организации, характер деятельности в прошлом и в наши дни)

Практическое задание. Нанести на контурную карту страны (или составить таблицу), закрасив разными цветами по принадлежности к каждой, избранных для анализа, международных организаций. Если страна входит в две или более организаций, дать соответственно в стране 2 - 3 окраски или штриховки.

Вопросы для собеседования:

1. Можно ли с помощью международных организаций предотвратить военные действия, решить экологические проблемы и т.п.? Приведите примеры.

2. Какие существуют ограничения на вступление в международные организации?

Литература:

1. Страны мира. Справочник.

2. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), тт. 1.3.

3. Голубчик М. М. Политическая география мира. Учебное пособие. - Смоленск: Изд-во СГУ, 1998.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

5. Родионова И.А, Бунакова Т.М. Учебно-справочное пособие. Экономическая география.

 

 

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

 

Тема 5. Минеральные ресурсы мира

Примерный план:

1. Выделить и сгруппировать (по 10 -15 позиций) энергетические ресурсы (горючие, радиоактивные), рудные (черные, цветные, редкоземельные, благородные, радиоактивные металлы) и нерудные полезные ископаемые (химическое, металлургическое сырье, строительные материалы, драгоценные и поделочные камни), которые в наибольшей степени используются в мировом хозяйстве.

2. Дать краткое описание их использования в науке и технике.

3. В каких странах сосредоточены их запасы и добыча.

Практическое задание. На картосхему нанести месторождения важнейших групп и видов полезных ископаемых (составить таблицу).

Вопросы для собеседования:

1. Сущность различия понятий «природные ресурсы» и «экономические ресурсы» (сырье) применительно к минеральным ресурсам.

2. Минеральные ресурсы как фактор экологического загрязнения.

Литература:

1. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.

2. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова

3. Учебник 10 класс.

4. Любимов И. М. Общая политическая, экономическая  и социальная география.

5. Большой географический атлас школьника.

 

Тема 6. Земельные, лесные и водные ресурсы мира

Примерный план:

1. Структура земельного фонда мира. Сельскохозяйственные угодья. Почвы как ресурс.

2. Важнейшие лесные районы мира. В каких отраслях хозяйства используется древесина.

3. Дать описание водных ресурсов (наличие рек, количество выпадающих осадков, их распределение по сезонам) и распределение их в мире.

4. Различия в использовании земельных, лесных и водных ресурсов в экономически развитых и развивающихся стран.

Практическое задание. На картосхеме отразить основные закономерности  распространения земельных, лесных и водных ресурсов мира.

Вопросы для собеседования:

1. Понятия ресурсосбережения применительно к использованию земельных, лесных и водных ресурсов.

2. Нагрузка на ресурсы земельные, лесные и водные ресурсы мира со стороны современных промышленных и сельскохозяйственных технологий. Возможна ли рациональная вырубка лесов? Примеры.

 

Литература:

1. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира».

2. Большой географический атлас школьника.

3. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

5. Родионова И.А, Бунакова Т.М. Учебно-справочное пособие. Экономическая география.

 

Тема 7. Мировой океан и его охрана

Примерный план:

1. Краткая характеристика ресурсов Мировая океана. Наиболее используемые в хозяйственном отношении части океанов.

2. Районы рыбной ловли и районы добычи полезных ископаемых в Мировом океане, география морских торговых путей.

3. Охрана Мирового океана.

Практическое задание. На контурной карте обозначить важнейшие рыболовные районы и районы добычи полезных ископаемых в Мировом океане.

Вопросы для собеседования:

1. Может ли Мировой океан наряду с сельским хозяйством прокормить за счет своих ресурсов, если население Земли составит 8 млрд, 10 млрд, 12 млрд человек?

2. Неиспользованные резервы Мирового океана.

Литература:

1. Лукьянова Т. С. Влияние загрязнений на распределение биологических ресурсов Мирового океана. - М. Мысль, 1991.

2. Большой географический атлас школьника.

3. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира».

4. Залогин Б. С. Океаны. - М. . Просвещение, 1996.

5. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.


НАСЕЛЕНИЕ МИРА

 

Тема 8. Естественное движение населения мира

Примерный план:

1. Рождаемость, смертность, естественный прирост и продолжительность жизни. Факторы, обуславливающие показатели естественного движения населения. Демографическая политика.

2. Первый и второй тип воспроизводства. Суженное, расширенное и простое воспроизводство. Теория демографического перехода.

3. Динамика роста численности населения мира, по регионам, в экономически развитых и развивающихся странах.

Практическое задание. Составить картосхему двух типов воспроизводства с различной закраской.

Вопросы для собеседования:

1. Что такое «демографический взрыв», «демографическая зима» и к каким последствиям он приведет к концу XX века?

2. Каковы прогнозы численности населения в соответствии с теорией демографического перехода?

3. Связь естественного движения населения и география размещения население.

Литература:

1. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор).

2. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

3. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1,3.

4. Кузнецов А.П. Современная дифференциация стран мира. М.: МИПКРО, 1992.

 

Тема 9. Социально демографическая дифференциация стран и регионов мира

Примерный план:

1. Демографическая дифференциация: младенческая смертность, показатели здравоохранения, показатели рождаемости и др.

2. Социальная дифференциация: ВВП на душу населения, внешняя помощь населению, уровень жизни, уровень образования, качество жизни, уровень социализации, индексу человеческого развития и др.

3.Социальная и профессиональная структура населения мира. Экономически активное население. Трудовые ресурсы.

Практическое задание. Составить картосхему на основании социально-демографических показателей мира.

Вопросы для собеседования:

1. В какой степени социально-демографические показатели отражают реальное социальное положение жителей тех или иных стран?

2. Прямая и обратная связь экономической и демографической ситуации в стране.

Литература:

1. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор):

2. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

3. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1, 3.

4. Кузнецов А.П. Современная дифференциация стран мира. М.: МИПКРО, 1992.

5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.

 

Тема 10. Городские и сельские поселения. Урбанизация

Примерный план:

1. Понятия «город» в разных странах. Агломерация. Мегаполис. Субурбанизация. Рурурбанизация.

2. Основные черты урбанизации. Темпы и уровни урбанизации в странах разного типа воспроизводства. Лжеурбанизация («трущобная» урбанизация).

3. Рост крупнейших городов мира. Феномен мегалополиса.

Практическое задание. Нанести на контурную карту мира крупнейшие мегалополисы и урбанизированные зоны мира.

Вопросы для собеседования:

1. Каковы проблемы большого города?

2. Чем обусловлено сходство процессов урбанизации и глобализации в современном мире?.

Литература:

1. Лаппо Г.М. География городов. - М.: Владос, 1997.

2. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

3. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.3.

4. Голубчиков Ю.Н. География человека. - М.: Едиториал УРСС, 2003.

 

Тема 11. Миграции население мира.

Примерный план:

1. Виды миграций и их причины.

2. Мировые центры миграций.

3. Различия в миграционных процессах в экономически развитых и развивающихся странах.

Практическое задание. Нанести на контурную карту основные потоки внешних миграций. Графически выделить направления добровольной и вынужденной миграции.

Вопросы для собеседования:

1. Приведите примеры миграции по политическим мотивам.

2. Куда направлены религиозные миграции?

Литература:

1. Максаковский В. П. Историческая география мира: Учебное пособие для вузов. - М.: Экопресс, 1997.

2. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

3. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира».

4. Любимов И. М. Общая политическая, экономическая  и социальная география.

5. Голубчиков Ю.Н. География человека. - М.: Едиториал УРСС, 2003.

Тема 12. Религии мира.

Примерный план:

1. Мировые религии. Содержание и сущность. Их основные направления (течения, церкви, секты, толки).

2. География мировых религий и ряда ведущих в регионах национальных религий.

Практическое задание. Нанести на контурную карту распространение мировых религий мира (в т.ч. их направления) и ведущие национальные религии.

Вопросы для собеседования:

1. Что такое иудаизм, конфуцианство, синтоизм? Где они распространены?

2. Можете ли вы пояснить различия между христианством и исламом с одной стороны и буддизмом - с другой?

Литература:

1. Брук С. И. Население мира. Этнодемографический справочник. - М., Наука, 1986.

2. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.

3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.

4. Голубчиков Ю.Н. География человека. - М.: Едиториал УРСС, 2003.

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И ХОЗЯЙСТВО

 

Тема 13. География мировой нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности

Примерный план:

1. Основные месторождения нефти в мире (краткая характеристика).

2. Уровень нефтедобычи в ведущих странах (не более 10 стран).

3. Ведущие регионы и узлы нефтепереработки.

4. Важнейшие направления вывоза и ввоза нефти.

Практическое задание. Нанести на контурную карту важнейшие районы нефтедобычи. Стрелками указать направление экспорта - импорта нефти, крупнейшие нефтеперерабатывающие центры (3-5).

Вопросы для собеседования:

1. Чем объяснить рост нефтепереработки в развивающихся странах?

2. Приведите примеры страны с высокой нефтедобычей и сравнительно низким участием в экспорте нефти.  

Литература:

1. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.

2. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

3. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор).

4. Судо М. М. Кладовые Земли. - М.: Знание, 1987.

5. Судо М. М. Нефть и горючие газы в современном мире. - М., Недра, 1984.

6. Любимов И. М. Общая политическая, экономическая  и социальная география.

 

Тема 14. География мировой газовой промышленности

Примерный план:

1. Основные месторождения природного газа в мире (краткая характеристика).

2. Уровень добычи природного газа в ведущих странах (не более 10).

3. Особенности переработки природного газа. Продукты, получаемые из газа.

4. Важнейшие направления экспорта газа. Способы транспортировки.

Практическое задание. Нанести на контурную карту важнейшие месторождения природного газа. Указать экспортеров газа, способы и направления экспорта.

 

Вопросы для собеседования:

1. Какие преимущества для стран Западной Европы имеет поставка газа из Российской Федерации в сравнении с поставками из других регионов мира?

2. Что такое «земельная рента», применительно к деятельности крупнейших транснациональных корпораций, специализирующихся на добыче топлива?

Литература:

1. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1,3.

2. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

3. Любимов И. М. Общая политическая, экономическая и социальная география.

4. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор).

5. Судо М. М. Кладовые Земли. - М.: Знание, 1987.

 

Тема 15. География мировой угольной промышленности

Примерный план:

1. Важнейшие угольные бассейны и месторождения мира.

2. Динамика мировой добычи угля и по ведущим странам (не более 10 стран).

3. Важнейшие сферы применения угля.

4. Торговля углем, важнейшие экспортеры.

Практическое задание. Нанести на контурную карту важнейшие месторождения угля с указанием в числителе запасов, в знаменателе добычи. Обозначить экспортеров угля и направление экспорта.

Вопросы для собеседования:

1. Чем объяснить возросший экспорт угля из Австралии, ЮАР, Канады, США при одновременном снижении угледобычи в Европе?

2. Как вы понимаете термин «коксующиеся угли». 

Литература:

1. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1,3.

2. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

3. Любимов И. М. Общая политическая, экономическая и социальная география.

4. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор).

5. Судо М. М. Кладовые Земли. - М.: Знание, 1987.

 

Тема 16. География мировой гидроэнергетики

Примерный план:

1. Страны с высокой долей использования гидроэнергетики (характеристика, особенности).

2. Гидроэнергетические комплексы (сопряжение гидроэнергетики с производственными отраслями, экологические последствия).

Практическое задание. Нанести на контурную карту важнейшие гидроэнергетические страны. Указать долю ГЭС в общем использовании энергии.

Вопросы для собеседования:

1. Развитие гидроэнергетики в развивающихся странах замедленно. Почему?

2. Перспективы использования гидроэнергетики.

Литература:

1. Юдасин Л. С. Энергетика: проблемы и надежды. - М.: Просвещение, 1990

2. Любимов И. М. Общая политическая, экономическая  и социальная география.

3. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

4. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1,3.

 

Тема 17. География мировой атомной энергетики

Примерный план:

1. Страны, имеющие крупные месторождения уранового сырья. Показатели добычи руды и производства обогащенного урана.

2. Основные типы атомных электростанций. Страны производители атомных реакторов.

3. Ведущие страны с атомной энергетикой (количество атомных блоков и доля вырабатываемой ими энергии по ко всей вырабатываемой данной страной энергией (10 - 15).

Практическое задание. Нанести на контурную карту важнейшие месторождения уранового сырья. Показать ведущие страны по потреблению атомной энергии и ее долю в общем энергобалансе страны.

Вопросы для собеседования:

1. Почему атомная энергетика пока еще недоступна для развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки?

2. Связь наличия атомных электростанций в развивающихся странах и опасность создания атомного оружия.

Литература

1. Любимов И. М. Общая политическая, экономическая  и социальная география.

2. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1,3.

3. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор).

 

Тема 18. География черной и цветной металлургии мира

Примерный план:

1. Основные источники сырья для черной металлургии. География важнейших месторождений.

2. Черная металлургия. Мировой рынок стали и чугуна.

3. Цветная металлургия. Мировой рынок цветных металлов. Мировые лидеры по выплавке, экспорту и потреблению цветных металлов.

Практическое задание. На контурную карту нанести крупнейшие месторождения железных руд и руд цветных металлов. Отобразить как карте или в таблице страны-лидеры по выплавке, экспорту и потреблению цветных металлов.

Вопросы для собеседования:

1. Почему промышленно развитые страны закупают в развивающихся странах преимущественно низкосортную сталь?

2. Цветная металлургия относится к «грязным» производствам, однако рост выплавки цветных металлов в промышленно развитых странах заметно выше, чем в странах развивающихся. Почему?

Литература:

1. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1,3.

2. Любимов И. М. Общая политическая, экономическая  и социальная география.

3. Венецкий С. И. В мире металлов. - М.,  Металлургия, 1993.

 

Тема 19. Транспортное машиностроение мира

Примерный план:

1. Место транспортного машиностроения в мировом хозяйстве.

2. Структура транспортного машиностроения.

3. Современная география автомобилестроения и судостроения.

Практическое задание. Составить картодиаграмму «Мировые производители автомобилей и судов».

Вопросы для собеседования:

1. Проблемы транспортного машиностроения.

2. Роль и особенности инфраструктуры транспортных коммуникаций по регионам.

Литература:

1. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

2. Любимов И. М. Общая политическая, экономическая  и социальная география.

3. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1,3.

 

Тема 20. География технико-информационных отраслей мирового хозяйства

Примерный план:

1. Информационная индустрия. Базы данных. Информационные технологии.

2. География электронной промышленности мира. 

3. География софтверной продукции (программ для компьютеров) мира.

4. Изменения в географии связи в условиях использования сети интернет.

Практическое задание. Составить картосхему (или таблицу) ведущих создателей и производителей электроники, с указанием крупнейших транснациональных корпораций (ТНК), специализирующихся в информационных технологиях.

Вопросы для собеседования:

1. Место Европы в информационных и высоких технологиях по выпуску продукции электронной промышленности.

2. Охарактеризуйте участие развивающихся стран в информационных и высоких технологиях.

Литература:

1. Любимов И. М. Общая политическая, экономическая  и социальная география.

2. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор).

3. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1,3.

 

Тема 21. География земледелия мира

Примерный план:

1. Структура и география зернового хозяйства мира.

2. Классификация и география технических культур мира.

3. Продуктивность основных зерновых, зернобобовых культур и технических культур. Понятие «зеленая революция».

4. Продуктивность основных зерновых, зернобобовых культур, и технических культур.

Практическое задание. На контурной карте показать ареалы распространения пшеницы, риса, кукурузы, сои и картофеля.

Вопросы для собеседования:

1. Какие страны являются крупнейшими экспортерами зерновых культур и почему?

2. Приведите примеры популярных в отдельных странах культур земледелия, но не получивших мирового распространения. 

Литература:

1. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

2. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор).

3. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.

 

Тема 22. География животноводства мира

Примерный план:

1. Структура и география животноводства мира.

2. Понятия «интенсивного» и «экстенсивного» животноводства.

3. Особенности размещения крупного рогатого скота и свиноводства (до 5 ведущих стран).

Практическое задание. Составить таблицу численности крутого рогатого скота, свиней, овец и коз по 3 -5 ведущим странам.

Вопросы для собеседования:

1. Место птицеводства, оленеводства и козоводства в аграрном секторе отдельных стран мира.

2. Место продукции животноводства в легкой промышленности.

Литература:

1. Любимов И. М. Общая политическая, экономическая  и социальная география.

2. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор).

3. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.

4. Родионова И.А, Бунакова Т.М. Учебно-справочное пособие. Экономическая география.

 

Тема 23. География транспорта

Примерный план:

1. Мировая транспортная инфраструктура.

2. Транспортная система мира: состояние и перспективы.

3. Роль в мировом грузообороте Китая, Индии, стран НИС.

Практическое задание. На контурную карту нанести трансконтинентальные железнодорожные и автомобильные линии, указав конечные и начальные пункты. Нанести действующие скоростные магистрали.

Вопросы для собеседования:

1. Место автомобильного транспорта в мировом пассажирообороте.

2. Чем обусловлена повышенная динамика развития трубопроводного транспорта?

Литература.

1. Любимов И. М. Общая политическая, экономическая  и социальная география.

2. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор).

3. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.

4. Родионова И.А, Бунакова Т.М. Учебно-справочное пособие. Экономическая география.

 

Тема 25. География международного туризма

Примерный план:

1. Классификация; рекреационных ресурсов мира (природно-рекреационных и культурно-исторических) и их характеристика.

2. Выделение и характеристика крупнейших рекреационных районов зарубежного мира.

Практическое задание. На контурной карте мира показать основные районы международного туризма. Составить таблицу рекреационной инфраструктуры по крупнейшим странам мира (5 -10).

Вопросы для собеседования:

1. Каковы основные причины быстрого роста туристского потока и рекреационной отрасли?

2. Виды международного туризма.

Литература:

1. Мироненко Н. С. Страноведение. Теории и методы. - М.: Аспект-Пресс, 2001.

2. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник . - - М.: Аспект-Пресс, 2002.

3. Любимов И. М. Общая политическая, экономическая  и социальная география.

 

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЗОР

 

Тема 26. География населения Китая

Примерный план:

1. Естественное движение населения Китая. Динамика численности населения. Демографическая политика.

2. Особенности национального состава населения Китая.

3. Особенности размещения населения Китая. Сельское население. Городское население. Их соотношение.

Практическое задание. Составить таблицу «Динамика естественного движения населения КНР за последние годы» (Выделить показатели рождаемости, смертности, естественного прироста).

Вопросы для собеседования:

1. Почему демографическая политика КНР «Одна семья - один ребенок» не дает результатов?

2. Что определило замедление и остановку прироста населения Китая?

Литература:

1. Романюк В.Я. Мифы и реалии «китайского чуда». Как вести бизнес с китайцами. - М.: Известия, 2002. 

2. Ли Цзе Шен, Казаринова О.В. Экономические реформы в Китае: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2002.

3. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.2.3.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

5. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова

6. Страны мира. Справочник.

 

Тема 27. Экономика Китая

Примерный план:

1. От древнего Китая до образования КНР (1949 г.).

2. Периоды восстановления народного хозяйства, первого пятилетнего плана, «большого скачка», «культурной революции».

3. Новая экономическая политика КНР с конца 70-х по настоящее время. Роль «свободных экономические зон» в размещении хозяйства.

Практическое задание. Составить таблицу добычи, каменного угля, нефти, железной руды, производства стали, химических продуктов, тканей, пшеницы, риса по годам - 1960, 1970, 1980, 1990, 2000. Нанести на контурную карту крупнейшие промышленные объекты.

Вопросы для собеседования:

1. В чем проявляется негативное значение «свободных экономических зон»?

2. Каким образом различные периоды исторического развития КНР повлияли на отраслевую, территориальную структуру хозяйства, динамику производства, изменение численности населения и демографическую политику?

Литература:

1. Романюк В.Я. Мифы и реалии «китайского чуда». Как вести бизнес с китайцами. - М.: Известия, 2002. 

2. Ли Цзе Шен, Казаринова О.В. Экономические реформы в Китае: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2002.

3. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.2.3.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

5. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

 

Тема 28. Индия в международном географическом разделении труда

Примерный план:

1. Географическая и структурная характеристика 3-х ведущих отраслей промышленности Индии (текстильная, машиностроительная, пищевая).

2. Место Индии в мировой экономике. Причины низкой интегрированности Индии в мировую экономику.

Практическое задание. На контурной карте показать штаты Индии, в которых сосредоточены главные минерально-сырьевые ресурсы страны. Указать причины, позволившие Индии решить проблему самообеспечения продукцией сельского хозяйства.

Вопросы для собеседования:

1. Роль «зеленой революции» в экономике Индии.

2. Индия в мировой медицине и выпуске софтверной продукции (программное обеспечение компьютеров).

Литература:

1. Современные международные отношения . Учебник./под ред. А.В. Толкунова.  М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001.

2. Горчаков Я.В., Дурманов Д.Н. Мировое органическое земледелие XXI века. М.: РУДН, 2002

3. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.2.3.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

5. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова

6. Страны мира. Справочник.

 

Тема 29. Япония. Экономико-географическая характеристика промышленности

Примерный план:

1. Природно-ресурсный потенциал, демографические и экономические факторы развития промышленности.

2. Отраслевой состав.

3. Особенности размещения.

Практическое задание. На контурной карте Японии показать пунсонами основные промышленные центры, в них 1 -2 отрасли специализации.

Вопросы для собеседования:

1. Каковы причины «экономического чуда» 60-80-х гг. в Японии?

2. В чем двойственный характер зависимости Японии от внешнего рынка? Приведите примеры.

Литература.

1. Арешидзе Л., Крупянко И., Крупянко М. Современная Япония (политический справочник в схемах и таблицах) - М.: Издательская фирма «Восточная», 2003.

2. Япония: общество и культура. Реферативный сборник. М.: РАН, 1999.

3. Вербицкий С.И. Япония на пороге XXI века. Сер. «У политической карты мира», - М., Знание. 1998.

4. Бок Зи Коу Экономика Японии. Какая она? - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2002.

 

Тема 30. Япония. Этнокультурные особенности населения

Примерный план:

1. Этнографическая и этнологическая характеристика японцев.

2. Социальные и демографические особенности Японии.

Практическое задание. Рассмотреть специфику религиозных традиций Японии. Дать характеристику синтоизма и буддизма.

Вопросы для собеседования.

1. Элементы японской культуры как неотъемлемая часть культуры современного мира.

2. Каким образом черты характера японцев влияют на развитие хозяйства?

Литература:

1. Арешидзе Л., Крупянко И., Крупянко М. Современная Япония (политический справочник в схемах и таблицах) - М.: Издательская фирма «Восточная», 2003.

2. Овчинников В. , Ветка сакуры. - М., Молодая гвардия, 1988.

3. Цветов В. Пятнадцатый камень сада Рёандзи - М. . Политиздат, 1991.

4. Бок Зи Коу Экономика Японии. Какая она? - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2002.

5. Япония: общество и культура. Реферативный сборник. М.: РАН, 1999

Тема 31 Страны Юго-Восточной Азии

Примерный план:

1. Между Британской Индией и Французским Индокитаем. Краткая характеристика стран региона. Причины экономической неоднородности региона.

2. Хозяйство стран Юго-восточной Азии, его место в международном географическом разделении труда.

Практическое задание. Нанести на контурную  карту важнейшие промышленные центры региона. Указать важнейшие отрасли специализации: Индонезии, Малайзии, Таиланда, Сингапура. 

Вопросы для собеседования:

1. Отсталые страны и стран НИС Юго-Восточной Азии. Сравнительная характеристика.

2.Региональные международные организации стран Юго - Восточной Азии.

Литература:

1. Юго-восточная Азия: идеология и религия - М.: Институт востоковедения РАН, 2001.

2. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.2.3.

3. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

4. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова

5. Страны мира. Справочник.

 

Тема 32 Азиатские страны СНГ

Примерный план:

1. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы

2. Население. Положение русскоязычного населения. Вопросы миграции.

3. Хозяйство. Вопросы интеграции хозяйства с экономикой России, вступление в международные группировки.

Практическое задание. Нанести на контурную  карту важнейшие промышленные центры региона. Указать важнейшие отрасли специализации: Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана, Казахстана, Стран Закавказья.

Вопросы для собеседования:

1. Чем объяснить стремление Азиатских стран СНГ создать общее с Россией экономическое пространство?

2. Экспорт какой продукции (услуг) из Азиатских стран СНГ является определяющим для России?

Литература:

1. Бабурин В.Л., Даньшин А.И., Елховская Л.И. География Российского порубежья: мы и наши соседи. Уч. пособие для 8-9 кл. общеобразоват. учрежден.. - М.: Просвещение. - 1998.   

2. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

3. Родионова И.А, Бунакова Т.М. Учебно-справочное пособие. Экономическая география. - М.:  Московский лицей, 2000 г.

4. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

 

Тема 33. Экономические районы США

Примерный план:

1. Деление США на три экономических района (макрозоны) и девять групп штатов (регионов).

2. Экономико-географическая характеристика Северного, Южного, Западного экономических районов, с выделением крупнейших центров хозяйства.

Практическое задание. Составить таблицу с важнейшими показателями хозяйства по трем районам США.

Вопросы для собеседования:

1. Как изменилась специализация экономических районов США последние десятилетия?

2. Северо-Восток США и Средний Запад США: общие черты и различия хозяйства.

Литература:

1. Костинский Г.Д. Соединенные штаты Америки. Справочник. - М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

2. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

3. Наумов А.С., Холина В.Н. Страноведение. География США: Учебное пособие (Учебн. серия «Шаг за шагом»: География.) - М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1997.

4. Баграмова Н.В., Воронцова Т.И. Книга для чтения по страноведению: Соединенные Штаты Америки (страна и люди). - М.: Издательство: Союз, 2000.

5. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

6. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.2.3.

7. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

 

Тема 34. Население США

Примерный план:

1. История формирования американской нации. Война севера и юга. Американцы-янки и американцы-дикси.

2. Динамика естественного и механического движения населения США. Латинос, индейцы, афро-американцы.

Практическое задание. Составить таблицу с важнейшими демографическими и социальными показателями населения США.

Вопросы для собеседования:

1. Как отразилось на жизни США высокий процент мигрантов?

2. Что вы знаете о национальной политике «плавильного тигля» и национальной политике «лоскутное одеяло» в США. Как в США понимается «политическая корректность»?

Литература:

1. Костинский Г.Д. Соединенные штаты Америки. Справочник. - М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

2. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

3. Максаковский В. П. Историческая география мира: Учебное пособие для вузов.

4. Баграмова Н.В., Воронцова Т.И. Книга для чтения по страноведению: Соединенные Штаты Америки (страна и люди). - М.: Издательство: Союз, 2000.

5. Наумов А.С., Холина В.Н. Страноведение. География США: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1997.

6. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

7. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.2.3.

 

Тема 35. Канада. Горнодобывающая и металлургическая промышленность

Примерный план:

1. Важнейшие полезные ископаемые Канады и их размещение (не более 10).

2. Современная добыча. Размеры добычи и география. Виды конечной продукции.

3. Отрасли машиностроения Канады в международном географическом разделении труда.

Практическое задание. На контурной карте Канады нанести провинции и территории, обозначить важнейшие горнодобывающие и металлургические центры. Указать виды добываемого сырья.

Вопросы для собеседования:

1. Чем сырьевое направление высокоразвитой Канады отличается от сырьевого направления развивающихся стран?

2. Место Канады в мировом освоении космоса и развитии атомной энергетики.

Литература:

1. Костинский Г.Д. Соединенные штаты Америки. Справочник. - М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

2. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

3. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

5. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.2.3.

6. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

 

Тема 36 Страны Латинской Америки

Примерный план:

1. Краткая характеристика стран региона. Причины экономической неоднородности региона.

2. Хозяйство стран Латинской Америки, его место в международном географическом разделении труда.

Практическое задание. Нанести на контурную карту важнейшие промышленные центры региона. Указать важнейшие отрасли специализации: Мексики, Бразилии, Аргентины, Чили.

Вопросы для собеседования:

1. Отсталые страны и ключевые стран (страны НИС) Латинской Америки. Сравнительная характеристика.

2.Региональные международные организации стран Латинской Америки.

Литература:

1. Родионова И.А, Бунакова Т.М. Учебно-справочное пособие. Экономическая география. - М.:  Московский лицей, 2000 г.

2. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.2.3.

3. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

4. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова

 

Тема 37. Германия. География базовых отраслей (энергетика, металлургия, машиностроение, химия)

Примерный план:

1. Природные факторы для развития промышленности. Необходимость импорта (дать конкретную продукцию).

2. Краткая характеристика каждой из базовых отраслей - энергетики, черной и цветной металлургии, 2 -3 ведущих отраслей машиностроения, химии.

3. Экспортная направленность их продукции.

Практическое задание. Нарисовать контур объединенной Германии. Нанести на него наиболее крупные промышленные центры с указанием внутри пунсонами 1 -2 отраслей.

Вопросы для собеседования:

1. Как решаются энергетические проблемы в восточной части ФРГ?

2. Проблемы восточной Германии после объединения ФРГ и ГДР.

Литература:

1. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

2. Страны мира. Справочник. 1997-2002. ( по возможности последнее издание).

3. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.2.3.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

 

Тема 38. Франция. География энергетики

Примерный план:

1. Сырьевая база для развития энергетики и ее экономико-географическая оценка.

2. Ввоз энергетического сырья - виды и источники поступления, транспорт.

3. Краткая характеристика современных энергоносителей.

Практическое задание. Нанести на контурную карту Франции важнейшие энергетические ископаемые. Указать пути импорта энергетического сырья.

Вопросы для собеседования:

1. Местные или привозные энергоисточники являются базой развития энергетики Франции?

2. Место поставок энергетического сырья из России в экономике Франции.

Литература:

1. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

2. Страны мира. Справочник. 1997-2002. (по возможности, последнее издание).

3. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

4. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.2.3.

5. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

 

Тема 39. Великобритания. Экономико-географическая характеристика старых и новых отраслей промышленности

Примерный план:

1. Сырьевая база для промышленности и ее оценка.

2. Необходимость импорта (дать конкретную ввозимую продукцию)

3. Краткая характеристика старых и новых отраслей промышленности.

4. Особенность географических сдвигов под влиянием нефтегазохимического комплекса Северного моря.

Практическое задание. На контурной карте Великобритании нанести полезные ископаемые ( в т. ч. в Северном море) и важнейшие промышленные центры. Внутри пунсонами дать 1 -2 отрасли. Указать нефте - и газопроводы.

Вопросы для собеседования:

1. В связи со сдвигом экономики к морю (приморская ориентация), какова судьба «старых» промышленных районов?

2. Причины отказа Великобритании войти в зону евро в ЕС.

Литература:

1. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

2. Страны мира. Справочник. 1997-2002. ( по возможности последнее издание).

3. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

4. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.2.3.

5. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

 

Тема 40. Италия. Роль географического положения в развитии экономики

Примерный план:

1. Особенности географического положения.

2. Зависимость от ввоза сырья. Виды импорта.

3. Особенности размещения нефтехимической и металлургической  промышленности в зависимости от ввоза.

Практическое задание. Нанести на контурную карту Италии важнейшие промышленные центры, использующие привозное сырье. Указать ведущие отрасли специализации этих центров.

Вопросы для собеседования:

1. Чем объяснить, что в энергетике Италии мало атомных электростанций, недостаточно используется привозной уголь?

2. Объясните территориальный рисунок размещения хозяйства Италии.

Литература:

1. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

2. Страны мира. Справочник. 1997-2002. ( по возможности последнее издание).

3. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

4. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.2.3.

5. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

 

Тема 41. Страны Центрально-Восточной Европы

Примерный план:

1. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы

2. Население региона.

3. Хозяйство. Территориальная структура хозяйства. 

Практическое задание. Нанести на контурную  карту Зарубежной Европы важнейшие промышленные центры региона. Указать важнейшие отрасли специализации: Польши, Венгрии, Чехии, Румынии.

Вопросы для собеседования:

1. Чем объяснить расширение экономических связей стран Восточной Европы с Россией в начале XXI века?

2. Что вы знаете о новых государствах, образовавшихся в результате распада Социалистической федеративной республики Югославия?

Литература:

1. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

2. Страны мира. Справочник. 1997-2002. ( по возможности последнее издание).

3. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

4. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.2.3.

5. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

 

Тема 42. Страны Вышеградской тройки: Польша, Чехия, Венгрия

Примерный план:

1. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы

2. Население. Хозяйство. Территориальная структура хозяйства.

3. Успехи интеграции стран Вышеградской тройки в Европейский Союз.

Практическое задание. Нанести на контурную  карту Зарубежной Европы важнейшие промышленные центры региона. Указать важнейшие отрасли специализации: Польши, Венгрии, Чехии.

Вопросы для собеседования:

1. Особенности экономических связей стран Восточной Европы с Россией в начале XXI века.

2. Место и роль Польши, Венгрии, Чехии в НАТО и в Европейском союзе.

Литература:

1. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

2. Страны мира. Справочник. 1997-2002. ( по возможности последнее издание).

3. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

4. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.2.3.

5. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

 

Тема 43. Европейские страны СНГ и страны Прибалтики

Примерный план:

1. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы

2. Население. Положение русскоязычного населения. Вопросы миграции.

3. Хозяйство. Вопросы интеграции хозяйства с экономикой России, вступление в международные группировки.

Практическое задание. Нанести на контурную  карту важнейшие промышленные центры региона. Указать важнейшие отрасли специализации: Украины, Белоруссии стран Прибалтики.

Вопросы для собеседования:

1. Чем объяснить стремление ряда стран СНГ войти в блок НАТО?

2. Предпосылки объединения России и Белоруссии. Объективные сложности.

Литература:

1. Бабурин В.Л., Даньшин А.И., Елховская Л.И. География Российского порубежья: мы и наши соседи. Уч. пособие для 8-9 кл. общеобразоват. учрежден.. - М.: Просвещение. - 1998.   

2. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

3. Родионова И.А, Бунакова Т.М. Учебно-справочное пособие. Экономическая география. - М.:  Московский лицей, 2000 г.

4. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

 

Тема 44. Экономика - географическая характеристика хозяйства Австралии и Новой Зеландии

Примерный план:

1. Природно-ресурсный потенциал для развития хозяйства региона.

2. Общая характеристика хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

3. Добывающая промышленность Австралии и Новой Зеландии.

4. Экономико-географическая характеристика сельского хозяйства Австралии и Новой Зеландии. Общие черты и различия.

Практическое задание. На контурную карту Австралии нанести центры развития промышленности и сельского хозяйства.

Вопросы для собеседования:

1. В чем проявляется двойственность экономики Австралии?

2. Специфика направленности экспортных отраслей Австралии и Новой Зеландии с учетом сравнительной удаленности региона от главных экономических центров мира.

Литература:

1. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

2. Страны мира. Справочник. 1997-2002. ( по возможности последнее издание).

3. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

4. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), т. 1.2.3.

5. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

 

Тема 45. Развивающиеся страны: классификация по производственной специализации

Примерный план:

1. Страны - основные производители и экспортеры нефти.

2. Страны - основные экспортеры минеральных ресурсов.

3. Новые индустриальные страны.

4. Страны плантационного сельского хозяйства.

5. Страны обслуживающей периферии («квартиросдатчики»).

6. Классические развивающиеся страны (экономически слаборазвитые).

Практическое задание. Нанести на контурную карту мира по пять стран каждой группы. В форме таблицы представить сравнительный анализ указанных групп стран по одному показателю.

Вопросы для собеседования:

1. Изменения специализации развивающихся стран в последние десятилетия.

2. Какие из развивающихся стран Организация объединенных наций официально перевела в разряд развитых? Почему?

Литература:

1. Родионова И.А, Бунакова Т.М. Учебно-справочное пособие. Экономическая география.

2. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

3. Любимов И. М. Общая политическая, экономическая  и социальная география.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

 

Тема 46. Развивающиеся страны и глобальные проблемы человечества

Примерный план:

1. Глобалистика и география. Классификация глобальных проблем.

2. Экологическая, энергетическая и сырьевая проблемы.

3. Демографическая и продовольственная проблемы.

4. Проблема социально-экономической и культурной отсталости

5. Глобальный этнический кризис и проблемы управляемости миром.

Практическое задание. Нанести на контурную карту мира страны, одновременно с наиболее серьезным экологическим загрязнением и демографическими проблемами (демографическая «зима» и демографический «взрыв»).

Вопросы для собеседования:

1. Позитивная и негативная роль высокоразвитых стран в решении проблемы развития развивающихся стран.

2. Расшифруйте понятия «третьи страны» и «золотой миллиард».

Литература:

1. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

2. Максаковский В. П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира».

3. Родионова И.А, Бунакова Т.М. Учебно-справочное пособие. Экономическая география.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира. - Под ред. В.В. Вольского.

5. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор).

 

Тема 47. Деятельность транснациональных корпораций (ТНК) в формировании территориальной структуры хозяйства мира

Примерный план:

1. Значение транснациональных корпораций в мировой экономике.

2. Характеристика крупнейших в мире транснациональных корпораций (до 10) с указанием отраслей деятельности, географии их национальных баз и международных филиалов.

Практическое задание. Нанести на контурную карту мира национальные базы и филиалы крупнейших мировых ТНК.

Вопросы для собеседования:

1. С чем связано, что ТНК являются основными организаторами сферы НИОКР ( в США - 90%, в Японии - 98%).

2. Крупнейшие ТНК мира специализирующиеся в области транспортного и машиностроения и в области ИТ - индустрии  (ИТ - информационные технологии).

Литература:

1. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. - Под ред. С. Б. Лаврова.

2. Родионова И.А, Бунакова Т.М. Учебно-справочное пособие. Экономическая география.

3. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ

Тема 48. География автомобильной промышленности

Примерный план:

1. Автомобильные корпорации в мировой экономике.

2. Характеристика крупнейших в производителей автомобилей.

Практическое задание. Нанести на контурную карту страны мира - крупнейших производителей автомобилей и крупнейшие национальные автомобильные корпорации.

Вопросы для собеседования:

1. С чем связаны успехи Японских и Южнокорейских производителей автомобилей?

2. Роль и сущность инфраструктурного обеспечения автомобильной промышленности.

Литература выбирается самостоятельно.

 

Тема 49. География военных конфликтов после Второй мировой войны. НАТО

Примерный план:

1. География военных конфликтов после Второй мировой войны.

2. НАТО.

Практическое задание. Нанести на контурную карту мира рассматриваемые военные конфликты. Нанести на контурную карту стран участницы блока НАТО.

Вопросы для собеседования:

1. С чем связано, что активное расширение военного блока НАТО на восток.

2. Расскажите о сущности военных конфликтов на Ближнем Востоке.

Литература выбирается самостоятельно.

 

Тема 50. Страны исламского мира. Ближний Восток

Примерный план:

1. Страны исламского мира и Ближний Восток: место в мировой экономике и политике.

2. Израиль и страны исламского мира. 

Практическое задание. Нанести на контурную карту мира страны, где преобладает исповедание ислама.

Вопросы для собеседования:

1.Что такое «цивилизованный ислам» в Турции?

2. Связь Государства Израиль с Западом: причины и перспективы.

 

Литература выбирается самостоятельно.