Домой    Назад

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА

ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА НА МЕСТНОСТИ

 

План проведения урока на местности составляется для обеспечения методического единства занятий, выбора правильных форм и методов обучения, обеспечения передачи знаний всем учащимся.

Рекомендуется следующая структура плана проведения урока:

1.     Тема урока, тип и вид урока.

2.     Цели урока

3.     Место проведения урока

4.     Продолжительность урока

5.     Состав участников, класс или учебная группа

6.     Форма проведения урока

7.     Материальное обеспечение урока

8.     Обеспечение безопасности на уроке

9.     Содержание урока

10. Ход (структура) урока. Средства и методы обучения. Вид учебного занятия. Практические и самостоятельные работы учащегося.

11. Литература

Содержание отдельных разделов плана:

1. Тема, цель и продолжительность урока определяется учебным планом, они являются исходными для составления плана проведения занятия.

2. Место проведения урока определяется целями и формой проведения занятия, обеспечением безопасности участников. При проведении урока на местности желательно добиваться максимальной приближенности к природе, к реальным походным условиям, а не просто воспроизводить урок в классе. Такое место следует подбирать заранее, предварительно его исследовать.

3. Состав участников: следует указать количество участников (весь класс, вся группа, часть класса или учебная группы, коллективные или индивидуальные занятия ), рекомендуемое для наиболее эффективного обучения.

4. Форма проведения урока : Тренировка, семинар, практикум, поход выходного дня.

5. Материальное обеспечение занятия указывается оборудование и учебные пособия, снаряжение, необходимое для проведения занятия.

6. Содержание урока. Содержание урока определяется учебной программой, он должен содержать подробную информацию, которую необходимо донести ученикам, конкретное перечисление изучаемых приемов и навыков. При изучении каждого приема изучается его назначение, демонстрируется сам прием, учащиеся упражняются в этих приемах. При определении содержания нужно исходить также из того, что все занятие проводится в определенное время, поэтому проводится расчет необходимого времени для обучения каждому приему или исследованию.

Необходимо указать приемы, методы обучения, последовательность их применения. Приемы и методы обучения должны обеспечить обучение всех участников каждому из навыков. Можно рекомендовать следующую последовательность обучения:

— устное изложение необходимого учебного материала (повторение лекции )

— демонстрация приема или объектов исследования.

— начальное отработка навыка по использованию приема, описание (зарисовка) объекта исследования, разбор ошибок

— упражнения для закрепления навыка приема (тренировка) или ведение описаний и зарисовок, взятие проб и т.п.

— контрольное упражнение, соревнование.

В содержании необходимо сформулировать:

— последовательность изложения (изучения) материала урока;

— к чему привлечь внимание

— как отрабатывать прием и каким способом

7. Ход занятия — основная часть плана, определяющая этапы проведения занятия, содержание занятия и методические рекомендации.

8. Литература: указывается список литературы для подготовки к занятию руководителя и участников.

9. Обеспечение безопасности на занятии — обязательное правило организации учебы на местности. При выборе места занятия на местности необходимо предварительно определить подходы на место занятия, проверить исправность оборудования и снаряжения, на маршруте проверять наличие всех участников в группе, контролировать выполнение правил безопасности участниками. В группе на практических занятиях обязательно должна быть медицинская аптечка.

 

ПРИМЕР ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

Тема: Привалы и ночлеги в пешем походе.

Цель: а) научить правильно выбирать место бивака и быстро устанавливать лагерь;

б) ознакомить с видами костров и костровым инвентарем, научить разжигать костер в любую погоду;

в) научить правильно сушить обувь и одежду у костра;

г) научить выполнять меры безопасности при заготовке дров, приготовление пищи на костре;

д) научить правилам снятия с бивака и сохранению природы.

Место проведения занятия: во время проведения тренировочного похода.

Продолжительность занятия: 4 часа

Состав участников: учебная группа.

Форма проведения занятия: практическое занятие на местности.

Кто проводит занятие: руководитель туристской группы.

Материальное обеспечение: палатки, тенты, колышки, тросик с крючьями, варочная посуда, кухонный набор, топоры, пила, спички, оргстекло, кухонный тент.

Литература:

Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста, М. Профиздат, 1985

Бардин К.В. Азбука туризма. М. Просвещение, 1973

Энциклопедия туриста, М., Большая советская энциклопедия, 1993

Ход занятия, методические рекомендации, обеспечение безопасности:

Занятие проводится после прочтения лекции о биваках во время тренировочного похода.

1. Выбор места бивака - 30 мин.

Руководитель напоминает, что место бивака в походе должно отвечать прежде всего безопасности, а также удобству размещения: ровная площадка, наличие дров, питьевой воды и т.п.

Разбив группу на несколько отрядов, руководитель предлагает им выбрать место для ночлега. Затем вся группа обходит все выбранные места, оценивая их достоинства и недостатки.

2. Разбивка бивака — 1 ч. 30 мин

2.1. Руководитель объясняет как лучше организовать работы, чтобы затратить на них минимальное время и равномерно загрузить всех участников группы. При постановке лагеря предстоит сделать: подготовить костровое место, заготовить дрова. развести костер, принести воду, установить палатки, повесить костровой тент.

2.2. Заготовка дров. При заготовке дров нужно стремиться к использованию поваленных деревьев, если их нет — можно использовать сухостой. Особой заботой руководителя является обеспечение безопасности при заготовке дров и обучение навыкам правильного применения инструмента.

При валке деревьев необходимо подготовить место у дерева, убрав кусты, валежник, что бы иметь возможность быстро отскочить от падающего дерева. Пилить начинают со стороны падения дерева примерно на 1/3 толщины ствола, затем сверху подрубают запил. Окончательно пилят в противоположной стороны падения ствола, выше первоначального запила. Третий человек может шестом направлять падение ствола в нужную сторону.

Поваленное дерево обрубают ветки и распиливают на чурбачки. Если их придется колоть, то они не должны быть длинными. Колоть дрова нужно в стороне от лагеря, и не направлять топор на людей. Заготовленные дрова укладываются в одном месте в поленницу, в дождливую погоду и на ночь укрываются полиэтиленом.

2.3. Подготовка места для палатки

Удобно двухскатную палатку устанавливать между деревьями (3 — 3,5 м между ними). Площадка для палатки (2 х 1,5 м) должна быть ровной, допустим небольшой покат от головы к ногам. Площадка очищается от палок, шишек, камней и т.п. Необходимо проверять место установки лагеря на отсутствие муравейников, стоящих рядом сухостоя, который может завалиться от ветра.

2.4. Установка двухскатной палатки с тентом

Двухскатную палатку с непромокаемым тентом можно ставить разными способами: сначала палатку, потом тент или наоборот. Полезно научиться устанавливать палатку, начиная с тента. Этот навык пригодится во время дождя.

В первую очередь натягиваем тент между деревьев или альпенштоков. Потом угловые и боковые оттяжки тента, заднюю стенку. Палатка или подвешивается к тенту или натягивается параллельно тенту на те же опоры. Главное - между палаткой и тентом должен быть просвет, тент не должен лежать на палатке. При установке палатки вход в нее должен быть застегнут.

Около палатки и костра следует обрубить низкие ветки, которые могут в темноте попасть в глаза.

3. Костры. Костровой инвентарь. Сушка одежды и обуви — 1 час 30 мин.

3.1. Выбор и подготовка места для костра.

Место для костра выбирается не ближе 2-3 метров от деревьев так, чтобы пламя не доставало низких сучьев деревьев. Если есть старое костровище, костер разводим на нем. Если костровища нет, необходимо топором или саперной лопатой снять дерн. Рядом с костром натягивается непромокаемый костровой тент для защиты группы от дождя, сильного ветра.

3.2. Основные виды костров.

Для приготовления пищи и обогрева эффективен костер “колодец”, для сушки одежды — “шалаш”, для ровного длительного обогрева — “нодья”, “таежный”. Показать и научить разжигать костры “колодец”, “таежный”.

3.3. Костровой инвентарь.

Для приготовления пищи на костре используют костровой тросик или таганок. Костровой тросик удлиняется в двух сторон прочными оттяжками, натягивается между деревьями, желательно выше роста человека.

В туристских походах для приготовления пищи применяют плоские ведра (каны), вставляющиеся одно в другое. Оцинкованная, эмалированная и т.п. посуда не допускается. В кухонный набор также входит скатерть, нож, консервный нож, половник, кружка и т.д. Необходимо обратить внимание участников на необходимость иметь такой набор, отсутствие скатерти скажется на гигиене и здоровье, замена консервного ножа топором может привести к травмам и т.д.

3.4. Разведение костра

Для разжигания костра используются нижние сухие еловые веточки (“паутинка”), лучинка. Полезно иметь в группе оргстекло, свечку. Сначала готовится связка сухих еловых веточек, поджигается, потом подкладывают все более толстые ветки. Для раздувания костра эффективно и безопаснее использовать сидушку, туристский коврик.

3.5. Безопасность при приготовлении пищи на костре

Обратить внимание участников на соблюдение правил безопасности во время приготовления пищи. Дежурные должны находиться у костра в одежде, закрывающей тело, в головном уборе. Подкладывать дрова, одевать и снимать с костра каны следует в рукавицах. Снятые с костра каны с горячей едой ставить в заранее определенное место, где на них не наступят. Особенно это важно при приготовлении пищи в темное время. Горящие ветки, угли и т.п. из костра не разбрасывать, корящими ветками не размахивать.

3.6. Сушка одежды и обуви у костра

Основное правило при сушке вещей у костра — не оставлять вещи без присмотра. Обувь нельзя близко подносить к огню, чтобы не пересушить кожу. Одежду, носки и т.п. лучше всего сушить, не выпуская из собственных рук. Спальник сушиться у костра двумя человеками, поворачивая его разные стороны к костру.

4. Снятие с бивака — 30 мин.

В хорошую погоду вещи выносятся из палатки на личную клеенку, палатка при необходимости подсушивается и собирается. В дождливую погоду можно собирать вещи под костровым тентом, в палатке, под палаточным тентом, собирая их в последнюю очередь.

Перед уходом необходимо осмотреть место лагеря в поисках забытых вещей (на ветках, под деревьями и т.д.).

Оставшиеся дрова сложить под деревом, мусор сжечь (бумага, полиэтилен и т.п.), закопать (железные банки) или унести с собой (стекло), костер залить водой. Место бивака должно стать чище, чем до прихода группы. Руководитель перед уходом осматривает место бивака и дает оценку уборки