истра песок  |  муфта-рукавицы на коляску

истра песок  |  муфта-рукавицы на коляску

Домой   Назад

Краеведческие программы и методические разработки.

Организация туристско-краеведческой работы
в загородном летнем лагере.


Московский городской Дворец творчества детей и юношества
Отдел туристской, краеведческой и экскурсионной работы

 

ОРГАНИЗАЦИЯ
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В ЗАГОРОДНОМ ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ

 

Значение туризма и краеведения в .летнем отдыхе детей трудно переоценить. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого участника похода и экскурсии.

Туризм особенно важен для городских детей, ограниченных в движении, в количестве физической работы, вынужденных жить в отдалении от природы и склонных к пассивному отдыху: кино, телевидение, компьютерные игры.

Туристские походы в летнем лагере издавна были неотъемлемой частью воспитательной работы. со времен движения юных разведчиков дореволюционных лет, пионерских отрядов 20-х годов.

Приготовление пищи на костре, ночлеги в шалаше или палатке в те времена имели более прикладное (практическое) значение, чем сейчас. Ибо жить в природе, уметь добыть и приготовить себе пищу было реальным условием выживания в мирное, в особенна в военное время.

В те далекие времена требования к походному снаряжению была невелики: вещевой мешок да тканая накидка, с одеялом и плащом. Передвигались юные путешественники чаше всем босиком или в лаптях. Кожаная обувь была редкостью. Хотя в то время в Европе уже пробовали создавать специализированное снаряжение для путешественников, у нас основным поставщиков походного (полевого) снаряжения в детские летние лагеря была армия, что, конечно не отвечало по современным понятиям, необходимым требованиям к проведению походов с детьми.

В послевоенные годы, когда повсеместно стали создаваться стационарные пионерские лагеря с деревянными и даже каменными корпусами, с оборудованными кухнями л столовыми, с современной сантехникой, значение походов в летнем отдыхе детей заметно упало.

Вместе с городскими удобствами за заборы пионерских лагерей переместились и пороки городской жизни. Единственными почти неоспоримым достоинством загородных лагерей остался чистый воздух, Между тем рост городов дал мощный импульс к развитию туризма как активной формы отдыха горожан. Цивилизация позволила создать облегченное снаряжение для, походов: удобные и красивые рюкзаки, легкие и прочные палатки, высокоэффективные изолирующие коврики вместо еловых ветвей (лапника) и надувных матрасов. Появилась специальная туристическая обувь. надежное снаряжение для страховки и самостраховки, облегченное костровое оборудование. Пищевая промышленность создала высококалорийные и облегченные за счет обезвоживания (сублимации) продукты для путешественников.

Важно отметить, что в последние годы туристские путешествия со школьниками приобрели серьезное педагогическое и психологическое обоснование в работах А.А. Остапца, П.И. Истомина. Н.В. Бардина и др.

С учетом опыта многих поколений путешественников, а также желая использовать достижения современном организации туристских походов, и надо подходить к организации туристско-краеведческой работы в загородном летнем лагере.

 

Начальнику летнего лагеря,
заместителю начальника по воспитательной работе,
организатору туристско-краеведческой работы в лагере

Эту часть методической разработки мы обращаем к администрации лагеря и, возможно, специально оплачиваемому организатору туристско-краеведческой работы в связи с тем, что организация ТКР еще до заезда детей требует тщательной предварительной подготовки, включающей в себя:

  1. - приобретение снаряжения (группового и личного);
  2. - приобретение карт окрестностей лагеря (топографических, спортивных);
  3. - предварительные консультации о наличии краеведческих объектов,
  4. - сбор сведений о возможности организации походов и экскурсий;
  5. - организацию начальной туристкой подготовки вожатых.

При этом следует учитывать, что в загородном летнем лагере могут быть следующие формы туристско-краеведческой работы:

В зависимости от воспитательных задач, которые ставит перед собой администрация лагеря еще на этапе планирования того или иного туристско-краеведческого мероприятия необходимо продумать следующие вопросы:

1. Финансирование изготовление и приобретение спортивных карт, призов, грамот,. специальных значков, вымпелов и т.д.

2. Организация питания за территорией лагеря в полевых условиях, в столовых других организаций, возможность заброски продуктов походным группам, организация сухого пайка.

3. Обеспечение медикаментами групп и отрядов. отправляющихся в туристский поход, путешествие, подготовка руководителей групп к оказанию первое до врачебной помощи.

4. Организация купания детей в походе.

5. Консультации по вопросам обеспечения безопасности детей и профилактики несчастных случаев за территорией лагеря (СЭС, милиция, пожарные, лесничество и др. организации).

В период лагерной смены можно рекомендовать администрации лагеря предложить отрядным организовать походы для ребят, спланировать подготовку, сформулировать цели походов, помочь с картами и схемами будущего маршрута, помочь в выборе краеведческих объектов.

Если в лагере есть свой автобус, проведение экскурсии поездок не составляет особых затруднений, но и здесь желательна предварительная подготовка, педагогическое обоснованием подведение итогов. Однако автобусные экскурсии не могут заменить походов с активным способом передвижения. Следует помнить, то" у туристской группы должен быть не только руководитель, но и его заместитель из числа подменных вожатых или помощник из числа старшеклассников. Нет необходимости обязательного участия в качестве заместителя руководителя физруков и медперсонала, хотя на стадии подготовки консультации с ними необходимы.

В случае если администрация лагеря считает возможным их участие в качестве зам. руководителей, то сам факт ни присутствия мажет обеспечить квалифицированною помощь для нескольких групп одновременно.

Нам представляется важным участие администрации лагеря и в осуществлении методического контроля за проведением общественно полезной и воспитательной работы средствами туризма и краеведения. Часто начальник лагеря или заместитель по воспитательной работе хорошо знают свой лагерь, в состоянии планировать работу на несколько лет. Исходя из этого, мы предлагаем следующие воды деятельности туристских групп и отрядов:

- описание окрестностей загородного лагеря;

- составление карт (маршрутов, экскурсий, экологических троп, прогулок, походов);

- проведение природоохранных мероприятий (родники, малые реки) эрозии оврагов);

- описание близлежащих поселенных пунктов, памятников истории, природы, объектов сельского хозяйства, промышленности.

Желательно обратить внимание не только на историю объекта, но и на его этнографические, экологические, профориентационные аспекты, литературу о нем. Конечной целью подобной работы может стать создание стенда, экспозиции и даже музея.

Администрации необходимо учитывать, что туристско-краеведческие мероприятия могут быть не только единичными в ряду других мероприятий лагерной смены, но и основой для построения всей воспитательной работы на принципах туризма и краеведения - от веселых и загадочных путешествий и игр на природе, до умения жить в природе, овладения азами туристкой техники. В этом случае желательно привлечь к работе более квалифицированных педагогов - биологов, географов, туристских организаторов и др.

 

Отрядному вожатому,
руководителю туристского кружка, секции.

Вожатому, желающему сделать отдых ребят интересным, стоит всерьез вглядеться в туристско-краеведческую деятельность, Скажем сразу, что самой лучшей формой этой работы в отряде является туристский поход. Любое самое распрекрасное отрядное мероприятие не сможет заменить хороший трехдневный поход и по насыщенности событиями, и по воспитательному эффекту. Но без желания на то администрации загородного летнего лагеря поход осуществить невозможно в связи со сложностью организации питания и ночлега в полевых условиях, Однако и на отрядной площадке и в прогулке за территорию лагеря можно провести те или иные занятия с ребятами, имеющие целью подготовить их к туристским путешествиям н походам, обучить их навыкам жизни в природе.

Прежде всего мы ознакомим вожатых с содержанием подобных занятий, имеющих прикладное туристско-краеведческое значение, но не требующих далеких выездов и автономного существовании группы. Вес это мы можем назвать формами туристско-краеведческих занятий в отряде, кружке, которые условно можно разделить следующим образом:

1. Технические виды:

2. Исследовательские виды:

3. Игровые виды

  • Соревнования (туристская эстафета, полоса препятствий, ориентирование)
  • Конкурсы и викторины,(краеведческие, природа и фантазия, туристской песни,)
  • Игры (в т.ч. военизированные по отработке туристских навыков).
  • При подготовке любых отрядных мероприятий следует прежде всего обеспечить безопасность их проведения, позаботиться об их занимательности и посильности с учетом возраста ребят, Обеспечить взаимоподдержку, развить в ребятах умение действовать самостоятельно и в команде.

     

    Компас, карта, ориентирование

    Чтобы провести качественное занятие по обучению ориентированию на местности* необходимы прежде всего компас и крупномасштабная карта (М= 15000). Сейчас во многих лагерях отдыха через базовые предприятия появилась возможность изготавливать, спорткарты лесных массивов, прилегающих к лагерю, в магазинах свободно продаются адаптированные топографические карты в масштабе М =1:200000 (в одном см - 2 км.).

    Можно подготовить упрощенную схему-карту или план вожатому самому или вместе с ребятами как территории летнего лагеря, так и его окрестностей методом маршрутной глазомерной съемки. Но даже в случаев если нет карты или схемы местности, занятия с компасом исключительно полезны, ибо а программе географии 6 класса отводится не более 4 часов на овладение навыком работы с компасом и при отсутствии практики эти навыки быстро забываются.

    Как известно, компас изобрели в Китае, Основным его достоинством является то, что стрелка всегда развернута вдаль магнитных силовых линий Земли и всегда одним концом показывает на север, а другим - на юг, и если человек, путешествуя по лесу, идет строго на север, то, чтобы вернутся в исходную точку, он должен пойти на юг. Упрощенно, главным в ориентировании на местности является определение сторон горизонта относительно своего месторасположения. Однако кроме севера, юга, запада и востока стороны горизонта разделены на 360 градусов в зависимости от направления движения с помощью компаса можно определить азимут движения, то есть угол между направлением на север и направлением тропы.

    Для обучения ребят движению по азимуту, умению брать прямой и обратный азимут используются игры на поиск ориентиров по определенному азимуту на определенное расстояние.

    Возможные игровые задания на определение азимута:

    1. Определить азимут на столовую, клуб, спортплощадку.

    2. Назвать объект (здание и т.п.), находящийся от места стояния по такому-то азимуту и на таком-то расстоянии.

    3. Пройти замкнутый маршрут (на север, запад, юг и восток).

    4. Игра из книги Л. Ингстрем "В лесу и на опушке".

    Восемь сторон горизонта.

    Имей а виду, что север и когда называют НОРД, юг - ЗЮЙД , запад - ВЕСТ, восток - ОСТ. Посередине между севером и западом находится сторона горизонта, которую называют северо-запад или сокращенно СЗ. Теперь можно нарисовать новую "компасную розу" и выучить все восемь сторон горизонта.

    Стрелка север-юг выделена особо. С и Ю - основные сторон" горизонта. Поэтому-то и условились, что *промежуточные стороны горизонта должны начинаться с буквы С н Ю.

    Задание 1.
    Попытайся добраться до финиша на рисунке, Три первые направления уже нанесены. Продолжай:

    а) 3 клетки на В
    б) 2 клетки на Ю
    в) 5 на 103
    г) 4 клетки на В
    д) 3 клетки на С
    е) 2 клетки на СВ
    ж) 5 клеток на В
    з) 3 клетки на Ю .
    и) 2 клетки на ЮВ
    к) 2 клетки на СЗ
    л) 2 клетки на 3

    Задание 2.
    Фигурки из сторон горизонта.
    Делать так же как и в предыдущем упражнении:

    а) 4 клетки на С
    б) 3 клетки на З
    в) 3 клетки на СВ
    д) 4 клетки на В
    е) 4 клетки на СВ
    ж) 2 клетки на Ю
    з) 11 клеток на В
    и) 1 клетка на ЮВ
    к) 1 клетка на ЮВ
    л) 3 клетки на З
    м) 3 клетки на К)
    н) 4 клетки на В
    о) 2 клетки на Ю
    п) 2 клетки на ЮЗ
    р) 2 клетки на З
    с) 2 клетки на 10

    Очень популярно в разнообразных туристских справочниках обучение ориентированию по местным признакам. Ребятам это необходимо знать, а вожатому вполне по силам научить этому ребят.

    Определение сторон горизонта по местным признакам.

    Когда с помощью карты передвигаешься в незнакомой местности, важно знать стороны горизонта. Север для нас особенно важен, так как по нему мы ориентируем карту, Если север карты и север местности совмещены - карта сориентирована, Значит, надо уметь находить природный север. Конечно, проще всего взять компас и посмотреть, куда направлена красная стрелка ведь она всегда показывает на север. Но если компаса нет, природа сама подскажет, как расположены стороны горизонта. Вот несколько признаков:

    - В полдень Солнце находится на юге.

    - На отдельно стоящем дереве самые густые ветви, как правило, растут с южной стороны, поскольку туда попадает больше солнечных лучей;

    - Муравьи нередко строят свои муравейники вблизи деревьев и камней, предпочитая солнечную, то есть южную сторону;

    - На открытом месте муравейник обычно обращен пологим склоном к югу, а крутым к северу;

    - Мох на камнях и пнях растет чаше всего на северном стороне, где наибольшая влажность.

    - Церквам как правило, выстроены в направлений запад-восток, причем обращены алтарем на востока колокольней - на запад.

    - Полярная звезда всегда находится на севере (рис). Широко известен способ определения направления север-юг по Солнцу и часам (рис). Для этого часовую стрелку направляют на Солнце, угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 делят пополам. Биссектриса (равноделящая линия) этого угла приблизительно укажет на юг. Этот способ дает сравнительно правильные результаты.

    Ночью лучше всего ориентироваться по Полярной звезде, Необходимо помнить, что полная Луна противостоит Солнцу, т.е. находится против него. Поэтому точку юга а где Солнце находилось в полдень, Луна должна занять в полночь. В 7 часов утра Луна бывает на западе, в 19 часов - на востоке (рис.) (подробнее см. книгу А. Менчукова "В мире ориентиров"),

    В случае, если у вожатого есть карта или схема, то ему вполне по силам проведение простейших соревнований по ориентированию, Однако хорошо бы вожатому самому приобрести навыки ориентирования на спортивных картах, познакомиться с условными знаками: обозначение рельефа, троп, дорог, просек лесных массивов открытых пространств и других объектов. Соревнования по ориентированию могут включать:

    - свободный поиск контрольных пунктов"

    - движение по обозначенному на карте маршруту,

    - движение по маркированной трассе с нанесением контрольных пунктов, встречающихся на маршруте.

     

    Костер, костровое оборудование, приготовление пищи на костре

    Умение хорошо и в любую погоду разводить костер приобретается не сразу - нужен некоторый опыт. Этот опыт вполне по силам приобрести ребятам во время прогулки в лес. Проводить соревнования по разжиганию костра, возможно, не стоит, а дать возможность каждому разжечь костер самостоятельно необходимо.

    Прежде всего дети должны усвоить, что разжигание костра требует постепенности. ("Настоящий пионерский костер" с ведром бензина вспыхивает сразу, но к туризму никакого отношения не имеет).

    Пламя костра держится не на дровах, а в пространстве между ними. Умение разжигать и поддерживать костер состоит в умении правильно располагать дрова в костре и распределять оптимальное пространство между ними.

    На специально подготовленном месте со снятым дерном, на достаточном расстоянии от деревьев (4 - 6 м.) можно сложить костер. Разжигают костер с помощью тончайших щепок или сухих хвойных веточек - "паутинки"* Затем в принявшееся пламя кладут - палочки толщиной со спичку, затем - "карандашики", в только после этого тоненькие палочки, ветки, хворост, поленья. Еще раз хочется подчеркнуть, что важно не придушить пламя, дать костру разгореться и только после этого подкладывать достаточно крупные дрова. В дождь костер лучше разводить поя прикрытием накидки* полиэтилена. Здесь нужно с большей тщательностью подготовить дрова в достаточном количество даже с избытком, на все этапы разжигания. Можно использовать растопку: сухой спирт, огарок свечи, кусок оргстекла.

    Лучше все то в костре горят сухие, с отвалившейся корой, дрова - ель или сосна,

    Приготовление пищи на костре (от 1,5 до 4 часов) требует достаточное количество хороших сухих дров, Для продолжительного горения костра валежника, найденного в округе, бывает недостаточно. Приходится "валить сушину", т.е. -рубить или спилить сухое дерево (рис.). Работа с топором и пилой требует дополнительных занятий. Основные приемы работы с топором можно рассмотреть на рис. - Помните, что топор и' пилу переносят в чехле из прочного материала. Топор не рекомендуется втыкать в землю и метать, как томагавк.

    Для приготовления пищи на костре удобнее всего использовать алюминиевые ведра - плоские (каны) или круглые, Запрещено готовить мщу на костре в оцинкованных ведрах, ЧС рекомендуется пользоваться эмалированными ведрами из-за возможности попадания эмали в пищу.

    Располагать ведра над пестром можно несколькими способами: на таганке, на тонком тросе и цепочках, с помощью деревянных стоек и перекладины и нехитрыми металлическими приспособлениями (рис)

    Полезно ребятам знать несколько распространенных видов костров (рис.2), Шалаш (1), колодец (1), Решетка (1), в основном служат для приготовления пищи. Костры "нодья" (1) и "таежный" (1), хороши для многочасового горения и не требуют постоянного подкладывания дров. Костры: "полинезийский" (2/6)* *камин" (2/7), "звездный" (1), можно назвать экзотическими, связанными с определенным микрорельефом стоянки я особенностями дров.

     

    Веревка, узлы, организация самостраховки.

    Работа с веревкой активно используется туристами только в сложных походах. Однако ребятам полезно иметь простейшие навыки связывания веревки, организации перил, использования веревки как игрового элемента. Мы предлагаем научить ребят завязывать несколько узлов (Рис.*). Следует рассказать ребятам, что узлы делят прежде всего по назначению. Чтобы связать две веревки одинаковой толщины, удобнее использовать ткацкий (рис. 1), или прямой (рис. 1), узлы. Для связывания веревки разной толщины, используют брам-шкотовый узел, (иногда именуемый морским рис. 1), Надежная петля на конце веревки делается узлом проводника (рис- 1/4).

    Быстро н эффективно привязать веревку к дереву можно с помощью узлов "удавка" (рис.) и "стремя" (рис). причем узел "стремя" интересен тем, что оба его рабочих конца одинаково надежно держат бревно, что позволяет не только двигать его, но и переносить за один конец на другую сторону ручья, при условии закрепления другого его конца с помощью ямки. Любопытным узлом, способным схватываться за натянутую или свисающую веревку, является схватывающий узел (рис), он дает возможность надежно зацепиться не только за край веревки* но и за ее середину. Хорошо завязанный узел не скользит.,

    Следует также научить ребят правильно сматывать (бухтовать) веревку: тонкую - на предплечье, толстую - на колене через ступни" надежно крепить ее конец (рис. 4/1).

    Использование веревки в качестве перил или для других целей под нагрузкой требует внимания к качеству веревки и ее толщине. Для этик целей удобнее всего использовать синтетические спортивные веревки толщиной 10-12 мм (основные) и 6-8 мм (репшнур). Не имея опыта организации навесных переправ, страховки на отвесной веревке, вожатому категорически не рекомендуем организовывать подобные занятия во избежание несчастных случаев.

     

    Палаточный лагерь

    Даже если вожатому не удается организовать автономный поход с ночлегом в полевых условиях, ребятам все равно будет полезно знать и попробовать грамотно поставить туристский лагерь - бивак (бивуак). На- рис. 7 представлен образцовый лагерь.

    В неглубокой яме горит костер (7/1), над костром висят два кана (ведра) на цепочке, закрепленные на тросике (7/2) который растянут между деревьями. Дежурный, в головном уборе и рукавицах, в брюках, закрывающих ноги от ожога, специальной "палкой-мешалкой" помешивает приготавливаемую пищу. Вокруг костра удобно сложено сиденье из бревен. На специальных подставках на почтительном расстоянии от костра, под присмотром дежурного сушится обувь и носки (7/3). В стороне от костра на полиэтилене (7/7) аккуратно разложены продукты: крупа в матерчатом мешочке, хлеб в полиэтилене, консервы, соль, а также кухонные принадлежности: разделочная доска, половник, кухонный те консервный нож. На переднем плане виден аккуратно сложенный дерн из под кострам уложенный трава к траве (7/5). За кустами - имеющая достаточную глубину, мусорная яма (7/6). Топор (7/7) воткнут в поленья, запасные дрова (7/8) укрыты полиэтиленом, пила (7/9) в чехле висит на суку. Палатки (7/10) укрыты полиэтиленом на случай дождя и удалены от костра на расстояние, исключающее возможность возгорания.

    Для организации сна в палатке требуется спальный мешок (рис 4/3) и изолирующий коврик-подстилка (рис. 4/4) на пенополиэтилена, который можно заменить надувным матрасом.' Раньше вместо подстилки использовались ветви хвойных деревьев - лапник, что в настоящее время недопустимо. Без изолирующей подстилки, только в спальном мешке, спать холодно и небезопасно для здоровья.

    Распространенные ныне спальные мешки-одеяла можно сшить пли состегнуть в 3-4-х местный групповой спальный мешок, что составляет экономию в весе да и спать в групповом спальнике теплее (рис 4/5).

    Укладка рюкзака

    Уметь правильно укладывать рюкзак важно не только в походе, но и в быту. С укладкой рюкзака лети чаще всего встречаются на полосе препятствий или в туристском эстафете как с одним из этапов. Предлагается определенный набор вещей уложить. в рюкзак за наиболее короткое время.. Однако в реальной практике лучше избегать укладывать рюкзак в спешке. Есть три основных правила укладки рюкзака (см. рис)

    Первое: к спине кладут мягкие вещи, от спины - жесткие,

    Второе: к спине вниз кладут тяжелые вещи, от спины вверх - легкие так, чтобы рюкзак был плоский и высокий.

    Третье вещи, которые могут пригодятся во время перехода от привала к привалу на маршруте, укладывают в карман рюкзака так, чтобы ничего не гремело-

    Кроме того, ребят следует научить правильно хранить вещи и продукты в туристском путешествии:

    1. Крупы, сухари упаковываются в продолговатые мешочки, удобные для укладывания в рюкзак, в дополнительно заворачивают в полиэтиленовый пакет от намокания.

    2. Колбасу, сыр, сало заворачивают в плотную бумагу, затем в материю (в полиэтилене эти продукты быстро портятся).

    3. Масло хранят в герметичной упаковке, предварительно уложив его в полиэтиленовый пакет, а затем в пакет из-под. молока и заклеивают его клеем ПВА.

    4, Вещи желательно также укладывать в пакеты, изолируя их от продуктов.

    В настоящее время туристы активно используют полиэтиленовый вкладыш в рюкзак - большой полиэтиленовый мешок, что дает возможность более надежно предохранить содержимое рюкзаков от намокания.

     

    Проверка, ремонт, правильная эксплуатация снаряжения

    Полезно научить ребят перед выходом на маршрут правильно проверять снаряжение. В этом случае можно воспользоваться некоторыми советами:

    1. Палатки после хранения необходимо не только развернуть, но и поставить на подходящей поляне, особенно тщательно проверив наличие и крепление оттяжек, качество швов. Обнаруженные дыры и прорехи заштопать, испорченные петли и оттяжки отремонтировать или заменить.

    2. На рюкзаке необходимо проверить надежность крепления лямок к подогнать их под себя. Проверить исправность застежек на карманах и клапане.

    3. Особенно тщательно необходимо" проверить костровое оборудованием надежность установки таганка, крепление троса и цепочек, пригодность посуды к эксплуатации.

    4. Важно в походе иметь хорошо и правильно заточенные топор и пилу, надежные чехлы для колющих в режущих инструментов.

    За каждый из перечисленных видов снаряжения и инструмента должен быть назначен ответственный, который регулярно проверяет их состояние и переносит в своем рюкзаке.

    В детских туристских группах иногда предусматривается специальный ответственный за снаряжение, а также ремонтный мастер, имеющий ремонтный набор, позволяющий произвести мелкий ремонт рюкзака, палаток, одежды, обуви, кострового оборудования (см, приложение).

    После похода иди учебных занятий снаряжение должно быть тщательно просушено, в случае необходимости исправлено или отремонтировано.

    Оказание доврачебной медицинской помощи

    Вожатый, не имеющий специальной медицинской подготовки, ориентирующийся, главным образом, на свой небольшой опыт, может обучить ребят лишь самым просты" приемам оказании такой помаши. При проведении таких занятий следует учитывать, что ребятам необходимо приобрести 2 навыкам

    1. Установка правильного диагноза с оказанием простейшей помощи.

    2. Транспортировка пострадавшего.

    Основываясь на собственном туристском опыте и рекомендациях И.В. Бардина в его книге "Азбука туризма", рассмотрим следующие случаи, требующие оказания доврачебной помощи в походе,

    1. Опрелости, потертости пузыри, Во избежание подобных повреждений основное внимание следует обратить на профилактику, заключающуюся в использовании в походе разношенной, но не рваной обуви, чистых носков, удобных стелек, регулярном гигиеническом уходе за ногами (накануне похода ноги должны быть чисто вымыты, а ногти - пострижены)- Как только нога почувствует неудобство - где-то жмет или трет - надо устранить причину этого, не дожидаясь, пока появится ощущение жжения или боли. Потертости промывают водой и смазывают детским кремом, или, в более запущенных случаях, синтомициновой эмульсией. Болезненные пузыри не* надо прокалывать, а лучше смазать их также , синтомициновой эмульсией и переложить ватой, чтобы обувь не давила на бальное место.

    Стоит предупредить ребят, что потертости встречаются не только на ногах," но к в паху, межягодичной щели, на пояснице, на плечах. Профилактика этап потертостей заключается в подборе удобной одежды и соблюдении гигиенических требований.

    2. Раны. Небольшие раны промываются, по краям обрабатываются йодом и забинтовываются узким стерильным бинтом. Глубокие рамы в походе встречаются редко. В таком случае, как правило, следует остановить кровотечение, что достигается наложением давящей повязки. Кожа вокруг раны обрабатывается йодом, на рану кладут стерильный перевязочный материал. В тяжелых случаях применяют жгут, который накладывается выше раны не более, чем на 1,5 часа, иначе наступит омертвление всей конечности, что еще более опасно. Чтобы не ошибиться, и жгут закладывают записку с указанием времени наложения.

    3. Нагноение В 3-х дневном доходе может случиться нагноение. На такую рану накладывают марлю, пропитанную раствором, состоящим из одной части соли к 9 частям воды, что поможет освободить рану от гноя. После этого накладывают повязку с синтомициновой эмульсией.

    4. Ушибы* растяжения. вывихи, переломы Ушибы и растяжения встречаются довольно часто. Первая помощь - это холод и тугая повязка, ограничивающая движение сустава. Через сутки на ночь - согревающая повязка. Вывихи и переломы - редкие травмы) основной признак которых, в отличие от- растяжения - грубое изменение конфигурация сустава, неестественное положение конечностей. Сопровождается сильной, не уменьшающейся болью. В таких случаях необходимо исключить возможность движения в поврежденном суставе (неподвижность в месте травмы). Для этого можно использовать шину из подручных материалов. В случае более серьезных травм - позаботиться об уменьшении боли, согреть, укутав одеялом (спальником), поить горячим чаем, что способствует уменьшению возможности болевого шока. А затем - крайне осторожная транспортировка.

    5. Ожоги - Небольшие ожоги рекомендуется поместить в холодную воду на предельно долгое время. Затем наложить компресс с темно-красным раствором марганцовки, питьевой соды или одеколона. В случае образования пузырей используют повязку с синтомициновой эмульсией или другими антисептическими мазями.

    Тяжелые ожоги требуют стерильной повязки," противошоковых мероприятий и срочной транспортировки.

    6. Простудные заболевания - ангина, грипп. При летами недомогания; насморк, кашель - засыпать нос порошком стрептоцида, прополоскать тома бедным раствором марганцовки, дать таблетки против кашля- Если есть подозрение на небольшую температуру, применяют жаропонижающие средство. Недомогающего участника можно разгрузить - облегчить его рюкзак - и сократить маршрут для всей группы.

    7. Тепловой и солнечный удар. Симптомы; головная боль, слабость, головокружение, покраснение или побледнение лица, иногда тошнота. При первых признаках солнечного (теплового) удара заболевшего кладут в тень, освобождают от стягивающей одежды. Дать холод на голову, обильно поить. Заболевшему требуется свежий воздух" ватка, смоченная нашатырным спиртом, продолжительный отдых.

    8. Отравления. При пищевом отравлении, если поносы не слишком часты, пострадавшему дают желудочные средства (бесалол и т.п.) и дня на два сажают на диету, чай, белые сухари, рисовая или манная каши. В тяжелых случаях - с повышением температуры, нарушением дыхания - требуется вывести отравляющий продукт из желудка, для этого заболевшему дают 2-2,5 литра теплой воды н стараются вызвать рвоту раздражением корня языка. После промывания желудка с помощью вызванной рвоты заболевавшему дают слабительное. Из лекарств рекомендуется фталазол, сульгин и антибиотики (левомицетин). Запрещается прием какой-либо пищи, обильное питье.

    9. "Острый живот" Сильные боли в животе, тошнота и рвота - симптомы "острого живота". Они сходны с отравлением, но есть и другие признаки позволяющие отличить его от отравления. запор, значительное напряжение мышц брюшной стенки, вздутие живота, боль при ощупывании (резкая боль возникает в момент отрывания руки). больному с "острым животом" нельзя промывать желудок, сдавать слабительное, нельзя кормить н поить. Первая помощь: заболевшему создать покой, дать холод на живот, организовать транспортировку.

    10. Носовое кровотечение - бывает в результате различных причин ·- перегревание, нагрузки, простуды, иногда без всякой видимой причины. Больного посадить в тень дать доступ воздуху. Дышать при этом ему следует открытым ртом. В ноздрю накладывают ватные шарики - тампоны.

    11- Солнечный ожог. В связи с тем. что Б походах практикуются купания, необходимо ознакомить ребят с первой помощью я случае солнечного ожога кожи, Профилактика: дозированное время загорания, правильный подбор одежды и головного убора. Первая помощь при обгорании на солнце оказывается так же, как н при ожогах (см. выше).

    !1. Помощь утопающему. Спасая утопающего, нужно помнить, что утопающий инстинктивно захватывает и вцепляется в топ),. кто оказывает ему помощь. В этом случае, без борьбы, надо сделать вдох и погрузиться в воду. Почувствовав это, утопающий столь же инстинктивно отпускает спасающего если есть возможность, хорошо использовать подручные средства - доски, бревна, надувной матрас. У человека, который наглотался воды, но не потерял познание, на берегу может начаться рвота, а затем обморок. Если не было рвоты, ее нужно вызвать раздражением корня языка. При обмороке надо следить, чтобы голова была низко опущена для увеличении прилива крови. Если пострадавшего извлекли из воды без сознания, вод" прежде всего удалить изо рта слизь, а затем воду из дыхательных путей и желудка. Для этого пострадавшего укладывают грудью на колено тому, кто оказывает помощь, так, чтобы голова свисала и была ниже грудной клетки (рис, 8/6), После этого, уложив его лицом вверх и укутав, делают искусственное дыхание, а при отсутствие сердцебиения - наружный массаж сердца. Обе процедуры надо проводить одновременно, а не чередуя одну за другой.

    Обучение ребят наружному массажу сердца и искусственному дыханию лучше организовать пса руководством медработника,

    13. Транспортировка пострадавшего' Ее можно осуществить несколькими способами (рис.). Наиболее эффективно изготовление носилок на подручных материалов: длинные жерди, куртки, палатки (см. рис. 8/5).

     

    Знакомство с признаками изменения погоды

    Успех похода зависит от того, какая будет погода - хорошая или плохая, Поэтому прогноз погоды представляет для каждого участника несомненный интерес. Для того, чтобы уметь возможность составлять прогноз погоды по местным признакам, необходимо тщательно следить за ее состоянием и изменениями. В условиях туристского похода приходится обычно ограничиваться визуальными наблюдениями. Основными объектами наблюдений являются 'облачность, направление и скорость ветра, примерная температура, атмосферные явления (туман, роса, пыльная буря) в повеление растений и животных.

    Признаки ухудшения погоды

    1, Температура воздуха днем и ночью почти одинакова,

    2. Ночь перед ухудшением погоды всегда бывает теплой.

    3. В лесу, поле и низинах вечером одинаково тепло.

    4. На горизонте к вечеру появляются перистые облака, вытянутые в узкие полосы с размазанными концами. Чем быстрее движутся перистые облака и изменяется их форма, тем быстрее приближается ненастье.

    5. Ветер к вечеру не прекращается и заходит вправо.

    6. Вокруг солнца или луны появляется гало - светлое белесоватое кольцо.

    7. Вечерняя заря ярко-красная или багровая, солнце садится в тучу.

    8. Звезды начинают мерцать за 2-3 дня до ненастья.

    9. Дым низко стелется над землей, роса не появляется.

    10, Появляется сплошной слой тумана, не исчезающий после восхода солнца.

    11. Появляются перисто-кучевые и высоко-кучевые облака ("барашки").

    12, Улучшается видимость отопленных предметов и слышимость отдаленных звуков.

    13. Перед дождем листья папоротника-орляка загибаются вверх, листья ели и можжевельника опускаются вниз, колючки не цепляются к одежде

    14. Перед дождем становятся влажными листья клена, ивы, черемухи.

    15. Ласточки и стрижи низко летают над землей, куры и воробьи купаются в пыли.

    16. Муравьи прячутся в муравейники, лягушки выползают из болота, пауки вялые -сидят в паутине.

    17. Соль становится влажной.

    Признаки сохранения плохой погоды

    1. Отсутствуют признаки улучшения погоды.

    2. Давление почти не меняется.

    2. Ветер - слабый или штиль.

    4. Облачность - сплошная, без прояснения.

    Признаки улучшения погоды.

    1. Давление воздуха повышается.

    2. Сильный порывистый ветер во время дождя и похолодание.

    3, В низинах к вечеру и ночью появляется туман.

    4. Переход равномерного дождя в резко меняющиеся по силе ливни,

    5. Исчезают серые рванье низкие облака. В сплошной пелене выделяются разрывы с голубым небо". Солнце садится на безоблачном небе

    6. Стриж? и ласточки летают высоко, комары летают роем.

    7. Раскрывает свои цветки клевер.

    Признаки ливней и гроз в жаркую погоду

    Л, Днем очень тепло или жарко, влажность воздуха велика, душно, парит.

    2. Кучевые облака днем растут вверх и нагромождаются в виде башен.

    3. Чем больше высоты достигает вершина грозового облака, тем крупнее и сильнее будет дождь, тем вероятнее град.

    Признаки возможной ночной грозы

    1. Температура воздуха вечером почти не понижается, вечер и ночь бывают теплыми, душными.

    2. Вечером туман н роса не появляются или быстро пропадают.

    3. К вечеру остались высокие кучевые облака, частично перешедшие в слоисто-кучевые.

     

    Наблюдения за растениями и животными

    Основная трудность ботанического наблюдения для неспециалиста состоит в том, что в большинстве случаев он не знает названия растений. Поэтому важно иметь пособия для распознавания растений - определители. Можно пользоваться изданиями с изображением лекарственных растений или грибов (или попытаться проконсультироваться у специалиста).

    Лучшей формой ознакомления с флорой в походе нужно считать записи и зарисовки в дневнике или фотографирование растений, В путешествии ребят можно познакомить с растениями дикорастущими и культурными, сообществами естественными н насажденными.

    Наблюдения за жизнью животных вести интересно и непросто. Животные живут скрытой жизнью, и всякое вмешательство в нее человека требует осторожности и заботливости. Например, не все знают, что лосенок, найденный в лесу, не "брошен" матерью, а оставлен ею на время, пока она пасется. То же относится н к зайчатам. Брать их с собой грубейшая ошибка. Нельзя трогать руками яйца в гнезда, так как птицы после этого могут их бросить.

    Туристы невольно вносят в природу фактор беспокойства. Чтобы свести влияние этого к минимуму, нужно знать повадки диких зверей и птиц, стираться не нарушать их нормальное течение жизни в природе, Также интересно наблюдать за насекомыми - наиболее многочисленными обитателями нашей планеты. Они имеют особое значение в круговороте веществ в природе. Изучение строения и жизни насекомых расширяет познание природы и представляет эстетический интерес.

    Мы понимаема что вожатому, часто не имеющему специального образования, трудно квалифицированно провести такие наблюдения. Однако ему вполне по силам обратить внимание на этику взаимоотношений человека с природой, показать ребятам связь явлений природы и жизни человека.

     

    Соревнования, конкурсы, викторины.

    Интересной формой отрядной работы могут стать соревнования, эстафеты, полосы препятствий с элементами туристской техники. Для таких соревнований очень важно использовать особенности местности (овраги, склоны, ручья, поваленные деревья. Желательно предусмотреть зрелищность этих соревнований,* удобное место для болельщиков,

    Основным" элементами таких соревнований являются:

    1. Установка н сворачивание палатки.

    2- Укладка рюкзака.

    3. Разжигание костра (пережигание веревки, кипячение воды).

    4. "Мышеловка" (прохождение участниками препятствия в виде веток или веревок, не задев его)*

    5. Кочки (имитация болота),

    6. Бревно (упражнение на равновесие).

    7. Подъем и спуск по склону с помощью альпенштока (посоха).

    8. Завал ( прохождение через поваленные деревья).

    9. Движение по азимуту.*

    Соревнования можно проводить как командные (по звеньям), где этапы преодолеваются всеми участниками, так в виде эстафеты, где каждый этап преодолевается одним участником из команды, а в качестве эстафеты передается какой-нибудь предмет, например, рюкзак. Подобные соревнования можно провести и между отрядами с детьми приблизительно одного возраста. На этих соревнованиях важно учитывать не только скорость прохождения этапов и всей дистанции, но также правильное выполнение всех элементов. В такие соревнования можно включать игровые этапы из "веселых стартов", а при надлежащей организации и возможной поминай физрука и медработника можно проводить такие этапы, как преодоление водных преград на лодках (байдарка);, оказание доврачебной помощи, переноска пострадавшего, элементы военизированных этапов; стрельба, метание "гранат" н др.

    Широко практикуются в летних лагерях конкурсы туристско-краеведческой направленности: природа н фантазия. туристской песни, туристской газеты, рисунков туристской тематики, туристского обеда, приготовленного на костре, на лучшую установку туристского лагеря. Туристские конкурсы повышают интерес к туристской и исследовательской деятельности не только у зрителей, но и у участников- При подготовке конкурса необходимо продумать условие его проведения н ознакомить с ним ребят.

    Также в отрядной работе можно использовать краеведческие викторины:

    1. Найди ошибку в постановке туристского лагеря,

    1. Знаешь ли ты Москву?

    2. По каким растениям и животным можно определить время?

    4. Готовы ли вы к путешествию по родному краю?

    5. Интересные н загадочные явления в жизни природы.

    В качестве образца предложены две викторины (приложение ).

     

    Правила безопасности в туристическом походе

     

    Соблюдение правил безопасности первое и главное требование к каждому участнику похода.

    Каждый участник похода обязан выполнять следующие правила безопасности:

    1. Во время переезда по железной дороге:

    2. Во время переезда автотранспортом:

    3. На привалах за территорию лагеря без разрешения руководителя не уходить. При передвижении находиться в составе группы.

    4. Перед выходом на маршрут проверять исправность снаряжения. Выходить на маршрут строго в той форме и с тем снаряжением, которое укажет руководитель.

    5. Без разрешения руководителя воды из колодцев, рек и водоемов не пить, строго соблюдать питьевой режим.

    6. О малейших признаках заболевания, утомления и т.п. немедленно докладывать руководителю. Потертостей не допускать, о начале потертостей немедленно сообщать руководителю.

    7. Трав и кореньев в рот не брать, незнакомых ягод и грибов не есть.

    8. Без разрешения руководителя не купаться, переправ не устраивать.

    9. На каменистые и скользкие склоны без разрешения руководителя выходить, камней со склонов не бросать,, строго следить, чтобы не упал камень на товарища.

    10. В лесу горящих спичек не бросать, костра без разрешения руководителя не разводить, горящих костров не оставлять.

    11. Свечи и спички в палатках не зажигать.

    12. Строго выполнять правила страховки самостраховки.

    13. Обо всякой замеченной опасности немедленно докладывать руководителю.

    14. Порубок деревьев не производить, тяжелых бревен и камней не перетаскивать,. При порубке сухих сучьев под деревьями не стоять.

    15. Без разрешения руководителя на деревья не залезать.

    16. Аккуратно обращаться с огнем и кипятком. Бачки с горячей пищей ставить строго около огня или далеко от костра в специально отведенном месте.

    17. Топоры и другие колющие и режущие предметы упаковывать в рюкзаки, пилы в чехлы.

    18. Точно и немедленно выполнять все распоряжения руководителя.

    19. На месте военных действий о любых находках немедленно докладывать руководителю. Раскопки не производить. Любые действия с взрывающимися предметами запрещены.

     

    Фамилия ИмяДатаРоспись

     

    I. Подготовка и проведение похода*

    Подготовка похода

    В отличие от прогулки туристский поход, предполагает не прохождение дет определенного маршрута, но и организацию питания и ночлега в полевых условиях, то есть к познавательной цели добавляется еще и спортивная. Прежде, чем объявить детям. о предстоящем походе вожатому необходима решить следующие три вопроса.

    1. Согласна ли администрация лагеря на проведение отрядом похода и какого (однодневного, двух-трехдневного), к какие условия администрации нужно выполнить, чтобы поход состоялся. В случае, если администрация лагеря не желает проведения похода по недоразумению, может быть и стоит проявить настойчивость в стремлении организовать поход, но если причина уважительная (отсутствие снаряжения, вопросы безопасности и т.п.).мы не рекомендуем вожатому обнадеживать ребят. Если же вопрос решен положительно, следует:

    2. Выяснить, нет ли у детей, медицинских противопоказания к походу, если в отряде есть такие дети, то решить вопрос с устройством их на время похода.

    3. Узнать, существует ли в лагере традиционные маршруты с удобными" стоянками, интересными природными, краеведческими объектами, имеются ли их описание и карта окрестностей или подробная схема этих маршрутов. Если таких маршрутов в лагере нет* можно купить карты и схемы в магазине, а с возможными маршрутами по Подмосковью познакомится в туристских детских организациях и соответствующей литературе ( см. приложение 11).

    Если выбранный маршрут проходит по неизвестной организаторам похода местности, то желательно предварительно пройти его без детей. сделав простейшую маркировку краской или цветной бумагой и описание с обозначением надежных ориентиров.

    Когда решены эти вопросы, можно сообщить детям о предстоящем походе и начать совместную подготовку к нему. Главную цель подготовки можно определить как предельное снижение веса рюкзака и пион" обеспечении безопасности на маршруте на стоянках в любую погоду при максимальном воспитательном и эмоциональном содержании похода. На стадии подготовки нужно решить последовательно следующие вопросы.

    1. Определение общей для всех участников цели похода, чтобы каждый ребенок знал ее и осуществлял свои интересы в рамках этой цели

    Общими целями могут стать спортивные (пройти определенный маршрут), познавательные (знакомство с интересными местами и памятниками) исследовательские (сбор краеведческих материалов) психологические (сменить привычную обстановку и режим лагеря на режим' турпохода, создать обстановку для неформального общения в процессе совместной деятельности.

    Личные цели, чтобы не обманутся в своих ожиданиях, участники похода должны решать во вторую очередь (сбор грибов и ягод, спортивные игры в лесу, загорание, купание, продолжительный отдых на привале).

    Определение целей похода является не формальным требованием, а условием создания психологического комфорт группы, когда задачи всего отряда не противоречат интересам каждого участника.

    2. Распределение обязанностей. Оптимальное, с учетом интересов и возможностей ребят распределение обязанностей способствует благоприятной обстановке в группе и успешному проведению похода.

    Обязанности делятся на административно-хозяйственные (командир, ответственный за питание, ответственный за снаряжение, санитар, ремонтный мастер, редактор дневника.} и краеведческие (топограф, картограф, биолог, редактор дневника, историк, этнограф, искусствовед).

    Следует помнить, что если ребенок имеет постоянную обязанность он должен ее выполнять в течение всего похода и составить потом отчет, а отчет каждого по своим обязанностям ляжет в основу отчета всей группы в форме стенгазеты, устного журнала и т.п. Кроме постоянных должностей, еще и сменные, связанные с дежурством, приготовлением пищи, движением по маршруту (направляющий и замыкающий). что дает возможность вожатому предложить" всем участникам похода посильные задания.

    3. Групповое к личное снаряжение. Правильный подбор и хорошее качество группового и личного снаряжения является залогом безопасного похода. Основной трудностью в лагере, связанной со снаряжением, может стать отсутствие полиэтиленового вкладыша в рюкзак и накидки от дождя, что, конечно, не является непреодолим препятствием для проведения похода, но вожатому полезно подумать заранее об их приобретении. Нужно предусмотреть в личном снаряжении смену белья носок и одежды на случай дождя, упакованных в непромокаемый пакет. Перед выходом обязательно проверьте обувь и одежду у каждого юного путешественника.

    Следует иметь в виду, что в лагере при наличии транспорта практикуется заброска некоторого группового снаряжения к месту стоянки На маршрут берут только необходимое групповое снаряжение, а также рем. набор и мед. аптечку, что должно помочь благополучно справиться с любыми осложнениями и авариями: ремонт снаряжения, оказание доврачебной помощи, организации переправы, укрытия от дождя. Ниже мы приводим список группового и личного снаряжения, а также список ремонтного набора и мед. аптечки, необходимых в походе.

    Групповое снаряжение

    1. Палатка с полиэтиленовыми подстилками и тентами полностью перекрывающими по размерам дно и крышу.

    2. Стойки и колышки для палаток.

    3. Пенопластовые, пенополиэтиленовые подстилки (коврики) для сна, можно использовать впаянный в полиэтилен поролон или надувные матрацы (последние укладывают поперек палатки по 2 шт. на 3-4 ребенка).

    4. Групповые спальные мешки сшиваются или состегиваются из спальника одеяла конвертом и получают 3-х местный спальный мешок.

    5. Костровое оборудование: трос с крючками, таганок.

    6. Посуда для варки пищи в чехлах.

    7. Топоры 1-3 шт. Можно дополнительно взять укороченную в мастерских двуручную пилу в чехле.

    8. Половник, кухонный и консервный ножи, клеенка, костровые рукавицы, оргстекло или другая растопка.

    9. Кухонный групповой тент (на случай дождя).

    10. Фонари (по количеству палаток).

    11. Тара для упаковки продуктов ( мешочки, пакеты и др.)

    12. Веревка прочная (до 30 м.) для тентов над палатками и кухней.

    15. Фотоаппарат с фотопринадлежностями.

    16. Гитара, мяч (возможны).

    17. Маршрутные документы, карта, канцелярские принадлежности.

    Личное снаряжение.

    1. Рюкзак (с полиэтилен. вкладышем-мешком)
    2. Коврик -подстилка пенополиэтиленовая
    3. Тур. ботинки или сапоги (разношенные)
    4. Кеды (кроссовки)
    5. Носки х/б и шерстяные - по 3 пары
    6. Брюки из толстой и тонкой ткани - 2 пары
    7. Рубашка с длинным рукавом 2
    8. Смена белья
    9. Свитер или теплая безрукавка 1
    10. Куртка с капюшоном
    11. Головной убор от солнца + шерст. шапочка
    12. Кружка, ложка, миска, нож (КЛМН)
    13. Полиэтиленовая накидка от дождя
    14. Предметы личной гигиены
    15. Шорты, очки от солнца, пляжный комплект.
    16. Спички, растопка (сухое горючее)
    17. Компас, блокнот, карандаш, фонарь.

     

    Ремонтный набор:

    1. Нитки простые.

    2. Нитки капроновые

    3. Иглы разные

    4. булавки английские

    5. Тесьма. киперная лента(плотная тесьма)

    6.. Пуговицы разные

    7. Куски брезента, кожи

    8. Лейкопластырь широкий

    9. Клей резиновый

    10. Изоляционная лента

    11. Ножницы.

    12. Шило

    13. Наперсток

    14 Моток резинки.

    Состав мед. аптечки:

    Средства: жаропонижающие, болеутоляющие, сердечные, желудочные, антибиотики, антисептики, дезинфицирующие, кровоостанавливающие, перевязочные, ножницы, термометр, пластырь.

    Приведенный список являются ориентировочными.

    4. Составление рациона питания, раскладки продуктов. Традиционно составлением рациона для юных путешественников в лагере занимаются сотрудники столовой врач и даже администрация лагеря. Однако вожатому не следует упускать решения этой проблемы. Известно, что рацион питания лагерной столовой на одного ребенка составлен без учета того, что ему придется нести эти продукты в рюкзаке. При этом необходимо помнить о снижении веса рюкзака за счет продуктов облегченных и высококалорийных. При этом не следует пренебрегать возможностью подвезти продукты вместе с групповым снаряжением к месту стоянки, а с собой нести лишь паек для перекуса.

    С учетом того, что возможностью лагеря в составлении рациона могут быть различными, мы предлагаем примерный рацион для туристского похода, которым руководствуются руководители детских групп в туристских путешествиях.

  • Норма расход продуктов при составлении рациона питания туристской группы:

  • на 1 человека 10-15 человек

    на 1 закладку на 1 закладку

    1. Крупа (включая макаронные изделия) 8О

    2. Манка, геркулес 50-60

    3. Сахар 4

    4. Колбаса в/к -50

    5. Колбаса с/к, сыр 50

    6. Сало, масло (на бутерброды).

    7- Суп

    8. Тушенка (мясная начинка

    сублимированное мясо.)

    9. Сгущенное молоко (в кашу).

    10.Молочная смесь

    11.Чай.

    12. Хлеб (на 1 человека на день)

    13. Сухари (на 1 человека на день)

    300 ай

     

    Порядок составления рациона на двух трехдневный поход:

    1. Составляется подробное меню на каждый завтрак, обед (перекус сухим пайком), ужин.

    2. В соответствии с нормами расхода продуктов на одного человека и количества человек в группе подсчитывается общий вес продуктов

    Если вожатый захочет более подробно познакомится с принципами составления рациона питания, с такими понятиями. как калорийность, питательность, соотношение белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов с тем, 'чтобы более действенно влиять на содержание похода, он может ознакомиться с этими вопросами в специальной литературе. Хранение и транспортировка продуктов питания в разделе "Укладка рюкзака".

    5. Распределение снаряжения и продуктов питания среди участников похода.

    В принципе все продукты и снаряжение должны равномерно распределятся среди всех участников похода, однако при этом следует учитывать возраст- ребят (если в группе есть, старшие и младшие), состав группы (мальчики и девочки), физическую подготовку (сильные и слабые участники). С учетом вышесказанного желательно, чтобы при распределении общественного снаряжения и продуктов, тактические. соображения вожатого (помочь слабому н другие) не бросались в глаза другим участникам, создавали впечатление равных усилий, что в детской группе немаловажно.

    6. Инструктаж по технике безопасности. Перед выходом на маршрут ребят- необходимо познакомить с правилами безопасности в туристском походе (приложение), зафиксировать это в журнале по технике безопасности с подписью проводящего Инструктаж и дата его проведения. К этому нельзя относится пренебрежительно, так как несоблюдение этих формальностей может повлиять не только на безопасность детей, но и на благополучие руководителей.

    II. Проведение похода

    Общеизвестно, что туристы передвигаются на маршруте колонной, что обеспечивает более безопасное передвижение и улучшает управление группой. Если позволяет дорога, юным туристам можно идти колонной по два человека. Мы рекомендуем время перехода 30-35 минут, а время привала 7-10 минут. Двигаться необходимо энергично - 100-120 шагов в минуту. Более медленное или более быстрое движение утомляет. Не забудьте, что на выходе с привала и на подъеме скорость снижается. В среднем за час ходового времени юным туристам удается пройти 3,5 - 4 км. Важно, чтобы цепочка не растягивалась. Для этого темп движения определяется по слабым участникам, которые идут сразу за направляющим как за наиболее опытным, знающим маршрут участником. Замыкающим ставят сильного участника группы, способного не только не отстать, но и остановить группу в случае непредвиденной задержки (потере снаряжения, обнаружения потертостей у кого-либо из участников и т.п.).

    Первый переход делают более коротким - 10-15 минут для того, чтобы устранить какие-либо затруднения,. предупредить начавшиеся потертости, подтянуть или отпустить лямки рюкзака и т.п.

    Особое вникание необходимо обратить на предупреждение потертостей, как наиболее часто встречающихся и очень неприятных травм. Для избежания их лучше идти по лесной тропинке, чем по твердому асфальту или бетону- Подробнее см. раздел "Оказание доврачебной помощи".

    Научите ребят не стеснятся останавливать группу при недомоганиях, ощущениях неудобства в одежде и обуви.

    Во время движения чрезвычайно важно соблюдать питьевой режим, то есть пить воду только во время обеда, в завтрак и ужин, во время перекуса. Пить на маршруте во время движения и на коротких привалах не рекомендуется, так как мгновенно наступает слабость, недомогание. преодолеть которые очень тяжело. И еще несколько советов: во время переходов лучше не разговаривать, препятствия (болота, ямы) лучше обходить, чем преодолевать, не надо прыгать, если можно перешагнуть, ветки отклонять не в сторону, а вниз, держать дистанцию. Избегать разделения группы.

    На привалах, где планируется разведение костра, приготовление пищи и ночлег, для руководителя важно правильно распределить обязанности между ребятами, так, чтобы каждый из них знал, какую работу необходимо выполнить именно ему: сбор хвороста, установка палаток, разведение костра. Поручении ребятам необходимо давать конкретные и каждому лично с тем, чтобы затем легко можно было проверить их выполнение.

    Руководителю нельзя подменить детей и при заготовке дров, и при приготовлении пищи. Он должен выступать здесь как координатор действий ребят.

    Ребят необходимо научить придерживаться двух плавил при выполнении бивачных работ (см. А. Бардин "Азбука туризма"):

    1. Ищи себе дело. 2. Делай дело, а не играй.

    Привычка четко и серьезно относиться и работе приходит не сразу, а выполнение этих правил поможет приобрести ее.

    После выполнения необходимых работ, установки .лагеря, когда ребята уже поели, желательно иметь программу на вечер у костра. Кроме задушевных бесед и песен у костра можно·предложить проведение викторин, конкурса (см. приложение). Конечно, для похода существуют такие понятия, как режим, отбой, подъем. Однако лишать ребят ночного сидения у костра или встречи рассвета в туристском походе не стоит. Здесь необходимо оговорить с ребятами заранее и время отбоя, и время выхода на встречу рассвета, проведения утренней зарядки, необходимость дежурства ночью, правила поведения в палатке и на дежурстве.

    Будет сшибкой за небольшую провинность вводить режимные ограничения. Лучше стоят заранее подумать о системе "веселых" штрафов: внеочередное мытье посуды, дополнительная заготовка дров и т.п.

    При выборе места ночлега или большого привала нома позаботится не только о том, чтобы рядом была чистая вода, дрова для костра (хворост, валежник), об отсутствии угрозы обвала. затопления или поражения грозой, но также и о подходах к коммуникациям (дорога с транспортом или возможность связаться с лагерем). что дает возможность. схода с маршрута в случае аварии или непогоды.

    Однако близость населенных пунктов (деревень, дачных поселков, пансионатов) имеет и отрицательные, стороны: загрязнение питьевых источников, бытовой мусор. нежелательные встречи с агрессивными подростками. Поэтому место бивака нужно выбрать осмотрительно: выше по течению реки. ручьи. стараясь не слишком привлекать к себе внимание большим костром, шумом. При встрече с местными жителями вести себя корректно. В переговоры с ними" в выяснения отношений вступать только руководителю.

    Сниматься с бивака надо так, чтобы на месте стоянки оставался минимум следов присутствия человека. Кострище должно быть покрыто дерном и обильно полито водой- мусор, пережженный в костре, вместе с остатками пищи закапывается в выгребную яму. Стеклянную посуду уносят с собой. Неиспользованные дрова складывают в аккуратную поленицу. Если есть бревна, их прислоняют к дереву комлем вверх во избежание быстрого гниения.

    На маршруте группа может проводить общественно-полезную работу: разметка тропы, ее оборудование мостиками и перилами в необходимых местах. оборудование простейших стоянок с подходами к источникам воды и местам отдыха.

    Группа также может организовать оборудование лагеря-стационара для приема туристских групп и отрядов своего лагеря (см. ниже). Возможны также работы по просьбе лесничества, местных советов, властей и т.п.

    Во многих лагерях существуют традиции выступлений участников похода с рассказом о своем путешествии перед ребятами других отрядов (агитбригада, устный журнал, стеная газета). Подготовку к этому можно также рассматривать как общественно-полезную работу.

    Ведение дневника и другие работы к подготовке отчета о походе.

    В зависимости от традиций лагеря группа может выполнить, серьезные краеведческие исследования: биологические, этнографические и другие, составлять более подробные карты н схемы маршрутов. Для этого ведется дневник или записи наблюдений. В этом случае ведение краеведческих обязанностей, о которых говорилось раньше, способствуют не только ведению наблюдений на маршруте, но и составлению отчетов о своей работе.

    III. Подведение итогов похода

    Необходимо признать обязательным в детской туристской группе подведение итогов похода. Формы отчета могут быть самые разные. Мы рекомендуем не затягивать проведение отчета на дальнюю перспективу а провести его через 1-2 дня после проведения похода.

    Подумайте, стоит ли выносить отчет на лагерную сцену или целесообразно его провести внутри отряда. Не ограничивайтесь только устным отчетом, постарайтесь оформить альбом, тетрадь с рисунками, фотографиями и т.д.

     

    IV. Ремонт, просушка личного и группового снаряжения, приготовление его к хранению

    Этот важный этап завершения похода потребует внимания со стороны руководителя и подробно изложен в разделе "Проверка, ремонт, правильная эксплуатация снаряжения".

     

    Стационарный туристский лагерь-спутник*

    Во многих лагерях сложилась традиция - организация стационарного лагеря-спутника, находящегося на расстоянии дневного перехода (10-15 км) от базового лагеря с удобными подъездами с организацией маркированных маршрутов разной сложности. Лагеря-спутники оборудуются более основательно, чем обычный бивуак. Палатки ставят на деревянных щитах и застилают привезенными из лагеря матрасами, вместо спальных мешков можно использовать одеяла и подушки.

    Костровое место, как правило, оборудовано широким навесом, очагом, удобными сидениями вокруг костра. Практикуются столы, специальное место для хранения продуктов. Оборудуются постоянный санузел и выгребная яма для мусора, подходы к источникам воды для питья, к местам умывания и купания. Целесообразно в таком лагере выделить палатки или специальное место для хранения продуктов. Оборудовать этот лагерь-спутник по силам старшему отряду с 1-2 ·опытными педагогами при условии, что материал и оборудование предварительно завезены на транспорте.

    Работа лагеря-спутника может осуществляться через организацию челночных выходов отрядов на маршрут, когда после ночлега один отряд возвращается в базовый лагерь, а другой - выходит в сторону лагеря-спутника.

    В самом лагере-спутнике постоянно находится сотрудник, следящий за порядком. Отряд. ночевавший в лагере-спутнике обязан не только оставить порядок после себя. но и подготовить его к приему следующих групп.

    Если место такого лагеря-спутника постоянно используется много лет, следует подумать об оборудовании спортивной площадки.

    Внешне такие площадки лагеря-спутника можно обустроить с помощью подручных средств: стендами для объявлений, поделками из природного материала, самодельными воротами н др.

    Самодеятельная экскурсия*

    Организации экскурсионных мероприятий без участия бюро по туризму и экскурсиям имеет свои особенности, рассмотренные ниже.

    Туристская экскурсия это групповое посещение одною или нескольких экскурсионных объектов о учебно-познавательной и воспитательной целях.

    Тематика экскурсий может быть самой разнообразной.

    - география, история, культура края,

    - места. связанные с жизнью и деятельностью замечательных людей, ' - народнохозяйственные объекты,

    - охрана природы.

    Для успешного проведения экскурсии ее необходимо подготовить. В подготовку входит:

    - изучение темы экскурсии,

    - распределение краеведческих обязанностей между детьми.

    Сбор материала по теме экскурсии основная сложность при подготовке.

    Во время проведения экскурсии следует обратить внимание на безопасность детей, общий вид ребят, этику общения с местными жителями, правильность ведения записей, выполнение рисунков.

    Подведение итогов экскурсии - обязательный элемент - может быть выполнен в форме стенгазеты, альбома, пресс-конференции и т.п.

    Для примера организации экскурсии рассмотрим подготовку,· проведение и подведение итогов экскурсии на ферму с тем, чтобы данный методический принцип помог в проведении аналогичных мероприятий.

    Первое, с чего следует начать - выяснить: существует ли в лагере традиция подобных экскурсий. Затем следует - договорится с руководством фермы о приема детей. После этого следует найти форму преподнесения детям этой экскурсии.

    Прежде всего нужно обозначить цели экскурсиям. Выделить главную и вспомогательною, например, главной целью может быть свор например: для краеведческого музея лагеря, вспомогательная - познакомится с работой специалистов: операторов машинного доения, скотников, пастухов, ветеринаров, лаборантов.

    После распределения обязанностей между детьми следует с каждым отдельно проговорить участок его работы.

    Обязанности могут быть следующие: ответственный за карту всей фермы, схему расположения подачи, и интервью с работниками фермы, за материал обо всем предприятии и о том, какое место занимает данная ферма в экономике региона, ответственный за выполнение фотографий и рисунков.

    Часто бывает сложно организовать качественное фотографирование в помещении и если в лагере есть фотокружок, желательно получить консультацию у его руководителя по проведению съемки.

    При формировании вопросов специалистам и администрации важно выяснить следующее

    - как даына сунксгоует швяйам, миом его специализация (овцеводство, зчквотчачйдстёо и у.*),

    - ею нснфию *имочлияк'), р6б<пч>смпкк ив ферме и внесших юлы в ее раааиже),

    - есть ли подсобные предприятия (консервный цех и т.п.). сколько'* машин и каких (отечественных и зарубежных) заводов используются в хозяйстве.

  • - какие выводятся породы коров и почему именно эти: Каме продукты изготавливаются из молока и мяса, какие получают надои, куда отвозится молоко,
  • - режим работы доярок, их зарплата, есть ли комнаты отдыха.

    - как организована ветеринарная служба,

    - выращивают ли бычков на мясо.

    Желательно выбрать *ос щека посещения фермы, когда можно посмотреть весь технологический процесс.

    После экскурсии обязательно подведение итогов. Лучше лаю оформить альбом с фотографиями. рисунками, чтобы им могли пользоваться при дальнейших организациях таких экскурсий.

     

    Общелагерные туристские слеты *

    Массовые туристские мероприятия могут для ребят в какой-то степени компенсировать отсутствие похода, особенно если они проводятся с выдумкой, красочно, занимательно).

    В лагерях практикуется проведение специальных дней, посвященных туризму. которые включают в себя целую группу мероприятий туристско-краеведческой направленности

    1. Туристские слеты и эстафеты, полосы препятствий.

    2. Конкурсы (костровых, санитаров, кошеваров. топографов и т.п.).

    3.Туристские игры на местности (веселые путешествия, поиск "кладов" и т.п.].

    4. Туристские викторины, кроссворды.

    5. Конкурсы туристском песни и ряд других мероприятий.

    Следует иметь ввиду, что для проведения серьеных соревнований создается Положение, в котором оговаривается программа соревнований, порядок подведения итогов и т.д. Для проведения этих мероприятий мы рекомендуем ряд этапов с кратким их описанием.

    I. Полигон

    Прежде, чем участвовать в соревнованиях, надо приобрести необходимые туристские навыки. Такие навыки могут отрабатываться на специально оборудованном туристском полигоне. Весь полигон разбивается на 5-7 площадок. Каждая площадка оборудуется для проведения тренировки по одному из видов туристской техники стендами со схемами, рисунками, пояснительными текстами, необходимым снаряжением и оборудованием, карточками с вопросами и ответами на отработку знаний и навыков, не -требующих практических действий и т.д.

    - Площадка подготовки к походу.

    - Топографическая площадка.

    - Площадка вязания туристских узлов.

    - Площадка для тренировки с палаткой.

    - Костровая площадка.

    - Площадка первой доврачебной помощи.

    - Площадка для отработки навыков преодоления препятствий.

    II. Полоса препятствий (эстафеты)

    Навыки проверяются на туристской полосе препятствий, где команда проходит дистанцию с преодолением технических этапов при активной взаимопомощи, страховке и взаимовыручке. Такими техническими этапами могут быть:

    - Переправа по бревну (со страховкой или без нее).

    - Переправа вброд (с перилами, стенкой, с шестом).

    - Переправа на плавсредствах.

    - Подъем, спуск по склону, траверс склона спортивным способом (то есть с веревкой или альпенштоком).

    - Движение по кочкам (10-12 "кочек" устанавливаются по ломаной линии на разном расстоянии друг от друга).

    - Вязка узлов

    - Преодоление завала или "мышеловка".

    - Установка палатки.

    - Разжигание костра

    - Укладка рюкзака.

    - Оказание доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего.

    - Топография (расшифровка и изображение топографических знаков).

    - Элементы ориентирования:

    А. движение по азимуту.

    Б. работа с картой.

    В. ориентирование по местным признакам,

    Г. глазомерное определение расстояния.

     

    Контрольный туристский маршрут

    Контрольный туристский маршрут проводится в игровой форме или как спортивное соревнование с картой или по маркировке в лесном массиве с разнообразным рельефом. Может включать следующие этапы:

    - Нанесение на карту необозначенного объекта.

    - Прохождение открытого маршрута (заданное направление).

    - Преодоление технических препятствий (могут использоваться этапы полосы препятствий),

    - Прохождение маркированной трассы.

    - Прохождение маршрута, обозначенного на карте.

    - Прохождение маршрута по "легенде" с картой или без нее (легенда краткое описание ориентиров).

    - Прохождение участка по азимуту-

    - Определение точки своего стояния.

    ·- Транспортировка пострадавшего, *

    - Привал-

    Маршрутная глазомерная съемка

    Выполняется по маркированному маршруту в масштабе 1:10000 (в 1 см 1ОО м) за установленное время.

    Учитывается:

    1. точность изображения ситуации по углам и расстояниям между контрольными направлениями.
    2.- полнота изображения ситуации для данного масштаба;
    3 - топографическая грамотность, чистота и аккуратность.

    Незачетные виды соревнований

    1.Викторины.

    2. Конкурсы:

    - на лучшую туристскую песню,
    - соревнования по спортивным играм, на точность глазомера и т.д.,
    -туристских самоделок,
    - на лучшую эмблему, вымпел,
    - на лучший бивак,
    - на лучший обед (перекус),
    - на лучшую стенгазету,
    - на лучший плакат.