Вернуться

Юрий Самохин
кандидат педагогических наук

Краеведение в Московской школе

Формы реализации комплексной
краеведческой программы "Восхождение к истокам"
в общеобразовательной школ
е

"Учитель-ученик: проблемы, поиски, находки"
Сборник методических материалов №6
/Предметы гуманитатрного цикла.
- Юго-Западный окружной методический центр.
Москва, 1996 .

 

Цель реализации комплексной краеведческой программы
"Восхождение к истокам" в общеобразовательной школе.

Рано или поздно каждый человек приходит к осознанию себя частью единого целого: семьи, класса, улицы, города, страны. Это чувство, часто неосознанно, помогает не только адаптироваться к окружающему миру, но и определить себя в пространстве, назвать себя "москвичом", словно за этим стоит не только география местообитания, но и особая "тайна", особый стиль жизни, особая традиция в быту и на работе, в манере одеваться и разговаривать.

  1. Учет профориентационных приоритетов, традиционных для нашей школы, а также в русле тенденций последних лет в области занятости населения Москвы (гуманитарные факультеты Вузов, ориентир специальных учебных заведений на подготовку работников в сфере обслуживания).
  2. Помощь ученикам и выпускникам школы в социальной адаптации к современным общественным и экономическим реалиям в России и Москве.
  3. Воспитание в детях Государственного патриотизма, с опорой на природу, уложение (законодательную систему), быт, культуру и духовные ценности, традиционные для России.

 

Оправдание краеведения или зачем московскому школьнику
знать географию, историю и культуру Москвы

Думаю, все согласятся, что жизнь последние несколько лет изменилась кардинально. В школу пришли ученики с новым, доселе незнакомым, мировидением, будущность их не столь очевидна, как прежде, и, конечно, обеспечить их жизненный успех и благополучие традиционная школа в одиночестве не в силах. Наиболее активное участие в этом вопросе призваны осуществлять родители, однако их усилия не всегда венчаются успехом. Поэтому государство, исполнительная власть в подобных вопросах - идеологическая и финансовая основа. А подготовка к празднованию 850-летия Москвы и есть один из тех необходимых совместных шагов школы, родителей и властей в решении указанных просвещенческих задач.

Но что является целью Просвещения, когда каждый из нас способен без труда перечислить целый ряд предметов или тем, изучение которых не только не принесло реальной пользы, но и представляется досадной потерей времени? Является ли насущной необходимостью изучение краеведческих материалов? Принято считать, что просвещение есть путь взросления человека, когда человек уже способен быть ответственным за себя, за свои поступки и слова. Но взросление - это не только приобретение знаний, свидетельства об образовании, приобретение общественного статуса, создание семьи и т.п. Это глубже. Это то, на чем основана наша жизнь. То, что ею движет, осуществляя общественные преобразования, производство продуктов и средств к существованию.

Но какими путями идти к взрослению, на что опираться? Если приобретение знаний лишь задел, а не гарантия чего-либо в жизни человека, то родителям, воспитателям, учителям желательно осилить хотя бы более скромную задачу: не разрушить природный механизм адаптации ребенка к окружающему миру, а лишь помочь ему стать естественным звеном в цепочке поколений и в цепи антропоценоза, быть проводником между прошлым и будущим, помочь органично взаимодействовать с природой.

Представим гипотетический случай - к вам подошел ребенок за советом: он верит в Бога и хочет помолиться, но не знает, в какой храм идти. Что бы вы ответили, учитывая небывалое распространение не всегда безопасных религиозных сект и движений? Что надо знать, чтобы ответить на этот вопрос? Я бы в такой ситуации лишь рекомендовал обратиться за советом к родителям, куда и с кем идти молиться. Ибо самые сложные вопросы становления человека, как подсказывает мне мое сердце и опыт, необходимо решать, опираясь на семью, родителей, на историю семьи, то есть на историю бабушек и дедушек, на свои корни, на свою природу, а значит на свою Родину. Могут возразить, что не каждая семья способна дать положительный опыт, совет. И все же, чье сердце отзовется болью или радостью на удачи или неудачи ребенка? Чей опыт, как не опыт семьи, житейский, профессиональный, духовный, интеллектуальный поможет подростку стать человеком, устоять перед жизнью? А ведь критерии положительного и отрицательного размыты, выводы, сделанные по жизни, неоднозначны, в мотивациях поступков и в их реализации связи не очевидны. Неоднократно приходилось наблюдать семьи с видимым благополучием, но далеко не благополучными судьбами их чад, тогда как в тяжело живущей семье ребенок наполнен такой искренней добротой, так приветлив и легок, что невольно проникаешься к нему симпатией, чувствуешь, что это идет от семьи, от того положительного мироощущения, которое несут в мир и он сам, и его родители, и его предки.

А кого бы мы ни возражали видеть соседом на лестничной площадке, попутчиком в купе поезда, коллегой по работе, земляком, современником? Так ли важны для нас обстоятельства его жизни, характер деятельности, профессия, оценки, выставленные ему в школе? Что-то более весомое представляется нам центральным в человеке, словно мы ищем совпадения какого-то баланса, равновесия между нами, нашим отношением к родителям, к работе, к истории России, служению Отечеству, просто к законам жизни, общежития!

Люди являются частью биосферы, включены в структуру своего ландшафта; давно замечено: чем "ближе к земле", тем отчетливей выражен положительный потенциал семьи. Но быть ближе к земле для городских детей сложно: дача, загородные летние лагеря, редкие походы, вылазки в жаркую погоду в городские лесопарки, не всегда ухоженные палисадники под окнами первых этажей. Как ощутить свою принадлежность к родному ландшафту - природе?

Для этого, именно средствами краеведения, необходимо попытаться научить ребенка беречь малые островки природы, которые еще сохранились среди многоэтажек, обратить внимание на их красоту, своеобразие с точки зрения городского климата, научить в малом разглядеть комплекс природных явлений, принадлежащих именно этому участку земли, на котором они, возможно, в детстве играли в мячик, а в будущем выведут поиграть своих детей. Ценить и знать не только то, что сейчас, но и то, что было, прочувствовать закономерность природного комплекса своей местности, своего климата, а возможно и предсказать будущее (городских природных комплексов), принять деятельное участие в создании "рукотворных оазисов". Кроме того, для городских детей родным является антропогенный ландшафт с комплексом зданий, со своей, пусть зачастую куцей, архитектурой, но включающей родные окна, арки, ближайший магазин, школу, пустыри и свалки. Одухотворить это - насущная задача педагогов, родителей, то есть помочь детям стать патриотами своего подъезда, двора, школы, опираясь на всю городскую инфраструктуру: дороги, шоссе, заводы и предприятия, в конце концов, на исторический центр города.

Помочь подростку адаптироваться в своем ландшафте, а значит, полюбить и понять ту землю, на которой мы живем, значит быть патриотом и гражданином Москвы, России, значит устоять вместе со своей страной в кризисные годы смены этических, экономических и политических приоритетов! Вот цель краеведения, и школьного краеведения в частности! Вот цель приближающегося празднования 850-летия Москвы!

 

О гуманизме в преподавании общеобразовательных дисциплин
через включение в программы краеведческой информации

Опираясь на знание не только своей природной среды, но и на ее производную - культурно-языковую среду, куда вмещается, прежде всего, вероисповедание (в нашем случае - Православие), литература, (включая фольклор), искусство (от вышивок до классических полотен живописи) и т.д., молодой человек так или иначе принимает участие в созидании гармоничной общности: природы и человека. Но это соотношение сегодня далеко от равновесия, требует серьезных усилий не только в преобразовании, но и просто в освоении огромных пространств России, при том, что конкуренция между народами и странами, не только экономическая, но и культурная, не теряет своей остроты. Поэтому каждый шаг, каждый урок педагога должен быть ориентирован на помощь ребенку именно в социальной и психологической адаптации к условиям реальной жизни, то есть основные усилия педагога необходимо направить на воспитание в ребенке цельного, положительного мировосприятия, умения достойно преодолевать трудности, избегая необдуманных действий, отчаяния. За методикой преподавания, за содержательной частью своего курса, важно видеть реальные проблемы жизни подростка и его семьи, важно помочь ему найти свое место в классе, в семье, в Москве. Чтобы не только устоять, но и активно принять участие в созидательном труде, в жизни общества, в жизни Москвы, в жизни страны.

Но решение этой педагогической задачи немыслимо без краеведческой информации на уроке, в которой природа, история, быт и формы труда прошлого, сплетаясь с настоящим, прокладывают мостик в будущее наших детей. Именно собственные краеведческие знания и впечатления учителя, отношение его к своему труду, к окружающему миру, в глубокой степени пронизывают содержание любого курса, что особенно помогают ребенку цельно взглянуть на мир. В этом путь к пониманию учениками закономерностей соприкосновения природы, человека и его жилища, в этом понимание исторической традиции и, не потерянного ныне, значения столицы как духовного ядра России.

 

Реализация средствами школьного краеведения
единства географического и духовного пространства
в мироощущении подростка.

Несомненно представляет интерес в свете избранный темы прекрасный опыт педагогов школы Иванова И. А. (словесность) и Григорьевой Л. М. (история), которые несколько неожиданно для коллектива школы, но вполне закономерно для характера своей работы создали прекрасный интеграционный историко-литературный курс "Духовная жизнь России в XIX - XX в.в.".

Новаторские поиски педагогов гуманитарных дисциплин в настоящее время в большей степени продиктованы необходимостью корректировать содержательную часть курса, поэтому методико-организационная работа редко выходит на первый план, однако и содержание, и методика преподавания обязательные элементы любого логично выстроенного курса. Кроме этого нельзя забывать о необходимости высокой самоотдачи в работе с детьми, особенно в использовании новых форм, привлечения интересных документов, свидетельств.

Человеческий талант и талант педагога, высокий профессионализм и энтузиазм, поддержка администрации школы, интерес к творчеству коллег со стороны педагогического коллектива - именно эти составляющие определяют успех курса, помогают преодолеть трудности недопонимания со стороны детей. Но то, о чем собирается говорить педагог на своем уроке должно быть в такой высокой степени пронизано окружающей нас жизнью, прошлым и будущим России, Москвы, семьи, каждого из нас, что вольно или невольно подросток сердцем и разумом непременно должен принять участие в полученной информации, прожить ее вместе с персонажами литературных произведений, с деятелями русской истории, святыми и праведниками, героями и мыслителями России. С тем чтобы обрести так называемый менталитет русского человека, с легкостью ориентироваться в понятиях, крылатых фразах, соотносится с миром как полагается россиянину, под ногами которого все еще весомая часть планеты.

К тому же если курс является элементом процесса адаптации учащегося к жизненным условиям; если в организации учебного труда, и в мировоззренческом кругозоре курс является актуальным для старшеклассника, помогает ему найти верные ориентиры в жизни, то работу педагога можно считать удавшейся.

 

Примерный перечень тем школьных программ
с возможностью включения элементов краеведения Москвы

Начальная школа

Предмет

Темы

Примечания

Русский язык Письмо и развитие речи.
Чтение и развитие речи.
 
Природоведение Явления в природе Экскурсии в
Битцевский парк
Трудовое
обучение
Работа с разными материалами.Техническое моделирование.  

Средняя школа

Природоведение Растения, животные и внешняя среда.  
Биология

Ботаника

Зоология
Анатомия
Общая биология

Растительные сообщества.
Ботанические сады.
Тип Хордовые. Значение млекопитающих.
Размножение и развитие человека.
Биосфера и человек.

Экскурсии по

Московским

музеям

естественных наук

История и

Литература

История России.

Москва в жизни и произведениях русских писателей.

Экскурсии по исторической и литературной Москве
География

Физическая

Материков и океанов

России (8-9 классы)

Зарубежная

Оболочки Земли. Климат нашей местности.

Евразия. Атлантический океан.

Восточно-Европейская равнина. Центральный район. География Москвы .

Минеральные ресурсы мира. Хозяйство мира.

Знакомство с интересными географическими объектами.
ИЗО Изобразительное искусство и мир интересов человека. Москва в живописи и рисунках детей
Музыка История музыки. Москва в творчестве Русских музыкантов
Физика Механика. Электродинамика. Политехнический музей и др.
Химия Общая

Неорганическая

Хим.произвоство

Химия растворов. Окислительно - восстановительная реакция. H. Вода. Подгруппы O, N, C . Химия металлов.

Энергетика, материалы хим. промышленности. Охрана окружающей Среды. Химические специальности.

Посещение профильных предприятий
Математика

Алгебра

Геометрия

Числа. Алгебраические выражения. Уравнения и системы уравнений. Неравенства.

Прямые и плоскости в пространстве. Тела в пространстве. Преобразование фигур.

В пределах решения задач

 

Гуманитарная направленность
преподавания географии в школе

В связи с вышеизложенным и в методике преподавании географии были намечены следующие, учитывающие краеведческий принцип, направления:

  1. Совершенствование урока как формы адаптации ученика к жизненным реалиям.
  2. Приведение в соответствие курса школьной географии с современным уровнем географической науки, прежде всего в области природоохранной географии (экология), этнической географии (этногенез), прикладной географии (изучения пространственных систем).
  3. Углубление гуманитарной и краеведческой направленности в преподавании географии.

Общественно-политические события в стране, общие тенденции изложения географии и методики преподавания географических наук в педагогической литературе, особенности внутришкольных методических и организационных совещаний в работе по вышеизложенным направлениям, а также собственные размышления помогли сформулировать следующие общие выводы:

I. Изменения последних лет в стране, в сознании человека и общества имеют в моем представлении следующие причины:

II. В основу традиционного преподавания географии заложен тезис о дуализме (двойственности) человека и природы, где человек выступает покорителем природы, тогда как человек и природа едины, на чем основана природоохранная география (экология).

III. Исторический материализм, эволюционная смена общественных формаций на основе классовой борьбы, теория эволюции организмов, естественного отбора и т.п. объясняют явления жизни природы и человека только как непрерывный, глобальный, в целом прогрессивный и предсказуемый процесс, тогда как многие явления непредсказуемы (теория систем), т.е. являются феноменами, имеющими дискретный, волнообразный, локальный характер.

IV. Уравнительный передел имущества в России после 1917 года лег в основу таких понятий, как "равномерной размещение производства", создание на месте национальностей и народов единой общности "Советский народ" и т. п., тогда как в основе географии лежит изучение именно различий от места к месту, порождающих потоки и обмены, ибо без неравенства и пространственных различий, без взаимосвязанного распределения функций между разными, но дополняющими друг друга районами не может быть развития общества, сохранения биосферы.

V. Гуманитарная направленность в преподавании географии понимается, как изучение географии человека, изучение природных, сельских, городских, промышленных ландшафтов, как местообитание человека, глубокое рассмотрение этнических особенностей адаптации к ландшафту, национальных традиций землепользования и т.п.

VI. Краеведческая направленность в преподавании географии понимается, как замена традиционного рассмотрения географических понятий: от глобально-государственного уровня к местному; то есть, рассмотрение местных, региональных вопросов и проблем, осуществляется сквозь призму которых осуществляются подходы к решению проблем страны.

VII. Усиление интереса к Географии, как науке, со стороны учащихся, привлекательности для них географических знаний представляется важнейшей задачей преподавания географии; этому способствуют:

Формирование базовых знаний у учащихся на уроках опирается прежде всего на государственную Программу по географии, ее требования к знаниям и умениям, однако ряд тем в разных курсах позволяет включать не только традиционные материалы по краеведению, которые достаточно серьезно для школы систематизированы в программе по Москвоведению, но и позволяет расширить круг направлений увязанных с программными темами, в частности: теорию систем (Берталанфи Л.), теорию центральных мест (Кристаллер В.), географию этногенеза (Гумилев Л.), понятие о геобиохимической энергии живого вещества (Вернадский В.), формирование навыка изучения своей местности по картам, географические аспекты теории рыночной экономики, понятие о "геологическом мышлении".

Перечисление основных тем Программы, в рамках которой, излагались учащимся представленные направления, далеко не исчерпывает особенностей уроков, однако в качестве обзора наиболее характерные связи Программного материала и педагогических наработок выглядят следующим образом:

 

Создание школьной экспозиции
"Москва глазами наших учеников."
Необходимые пояснения.

Вслед за формированием Оргкомитета подготовки к празднованию 850 летия Москвы из числа наиболее активных, интересующихся вопросами краеведения, педагогов, был разработан План создания школьной экспозиции материалов "Москва глазами наших учеников".

Каждому классу, факультативу, кружку, каждому кабинету, каждому методобъединению школы предлагается выбрать тему, связанную с учебной и воспитательной работой школы, педагогического коллектива и учащихся, так или иначе соприкасающуюся с природой, историей, экономикой Москвы и Московской области, нашего Юго-Западного округа, микрорайона Ясенево и окрестностей.

Из книг, домашних архивов и других источников отобрать материал по выбранной теме и сформировать его таким образом, чтобы итогом работы стали планшеты, один или несколько, форматом А3 (297? 420, то есть в 2 печатных листа), которые органично вольются в оформление кабинетов, рекреации или школы. Использование планшетов, созданных учащимися, активом родителей, педагогами, предполагается не только в качестве оформления, но и как методическое пособие на уроках, в качестве экспозиций на школьных праздниках, в качестве "визитной карточки" школы в других организациях Москвы и за ее пределами. Создание системы планшетов, возможно, в дальнейшем станет основой для создания школьного музея.

Примерный перечень тем, рекомендуемых
для разработки планшетов школьной экспозиции
"Москва глазами наших учеников"

Категория

Тема

Примечание

1-е классы Птицы нашего леса
Наши дедушки и бабушки в Москве
 
2-е классы Животные нашего леса
Наши родители в истории Москвы
 
3-е классы Наши пруды
Профессии жителей Москвы
рыбы, растения
4-е классы Деревья в нашем лесу
На чем родители едут на работу
лесничество
транспорт
5-е классы Травянистые растения нашего леса
История одежды и быта москвичей
лесничество
по сословиям
6-е классы Реки и водоемы Битцевского леса
История одежды и быта москвичей
р. Битца, р. Городня
по профессиям
7-е классы Климат Юго - Запада Москвы
Имена улиц Ясенево (Карамзин, Рокотов, Одоевский и др.)
19 и 20 века
8-е классы Почвы, геология, камни Москвы
Усадьбы Ясенево
в т.ч. Узкое, Садки
9-е классы Экономика Москвы, Ю-З округа
Где можно получить профессию
учреждения, организации и предприятия
10-е классы Население Юго - Запада Москвы
Окрестные православные храмы
демография
в т.ч. Узкое, Коньково
11-е классы Образование и культура в Москве
Молодежные движения Москвы
ВУЗы, музеи, театры
Естественные дисциплины Экология Москвы.
Подмосковные участки москвичей
Наука и здоровье жителей Москвы
 
Гуманитарные дисциплины Политико-административное управление
Москвы,Символика, атрибуты гос. власти России, Москвы
Археология на территории Ю-З округа
 
Физкультура и труд Московский спорт. Соревнования в округе
Дерево ( изделия прошлого и настоящего)
Металл
 
Физико - математические дисциплины Москва в цифрах. Статистика.
Прикладная математика в жизни москвичей
Физика и экономика(в быту, на работе)