Домой   Назад   Оглавление   Вперед   Обложка

Глава 2.
Этногенез и социальная история России как отражение
современного состояния образования в Российской Федерации.

8. Национально-государственный императив в России.
Краеведческий подход.


Если же посмотреть на Россию, на ее граждан, на русский народ, на эпоху нынешнюю, в которой этот самый народ формирует свой императив (национальную идею), как станет ясно, что как 400 лет назад на Западе резня протестантов и католиков сменилась Возрождением, так и российские "кровавые излишества", затеянные пассионариями (от расхристанных декабристов до большевиков сталинской формации), заменились сначала неуверенной "оттепелью" 60-х, затем эпохой красных директоров и обывателей, а затем и перестройкой... Чем не Возрождение?! Об одном только стенает в своей массе народ: необходима любая регламентация, защищающая их от произвола сильных. Национальная идея России на сегодняшний день тоже уже сформулирована в этнологии [29. С. 239], отвечает интересам большинства "россиян", вполне позволяет строить перспективу жизни Российской Федерации. Дело в том, что активных людей (пассионариев) в предыдущие эпохи поубавилось, и есть надежда на полное довольство эмоционально-пассивного и трудолюбивого обывателя современной формации, готового чтить начальство, лишь бы оно его оставило в покое. Мировоззрение обывателя существовало всегда, но при большевиках оно подавлялось партноменклатурой, зато сейчас здоровый "обывательский" цинизм, думается, почти что сменил мятежную эпоху. Отсюда императив: "Дайте же жить, гады!" [29. С. 239].

Соотношение долей активных индивидуалистов (пассионариев) и пассивных представителей толпы-обывателей (субпассионариев) составляет тот уровень напряжения в обществе, который или приводит к резне (когда-то), или ведет к стуку касками по асфальту (ныне); напряжение упало, обыватель "тоже хочет жить". Императив "Только не так, как было" в эпоху революций, через животный обывательский визг: "Дайте же жить, гады!" в эпоху перестройки, приведет, в конце концов, к императиву "Будь таким, как я!". Тем самым возникнет идеал персона, или идеал отвлеченного человека, на которого стоит равняться, которому стоит подражать. В Англии, когда она была в той же фазе этногенеза - джентльмен, в Центральной Азии - богатырь, в Византии - святой, а в нынешней России - Святослав Федоров, (Брынцалов, Довгань, Тарасов и др.), каким словом они будут названы - неясно, но направление национального идеала просматривается.

Обыватель опасен, конечно, особенно своей близорукостью, неспособностью видеть отдаленную перспективу своих действий, он опасен своим раздражением на все выдающееся из ряда, он проводит "своих" под лозунгом "золотая посредственность", "выжигая" инакомыслящих и вытаптывая беззащитную природу своими гаражами и заводами, он готов искать "крайних". Но активные люди в России далеко не иссякли, есть кому становиться лидером на новом этапе, кому направить обывателя и на укрепление экономики Российской Федерации. И перспектива упорядочивания жизни, по-видимому, в деление на сословия. Это путь решения не только проблемы выборов, но и целого ряда социальных проблем, в частности, национальных. Этот же принцип, в частности, последовательно отстаивает небезызвестный В.В. Жириновский в отношении восстановления губерний на территории России, что в обозримом будущем, по-видимому, нереально, но зато имеет краеведческий смысл.

Поиски разумных решений в формировании общенациональных установок требуют осмысления ряда понятий, касающихся человека и, прежде всего, необходимости сформулировать: как же соотносится судьбы конкретных людей с историческими процессами, можно ли хотя бы в общем виде разглядеть в человеке на ранних этапах развития качества будущего лидера или качества человека толпы. Как отличить творца от созерцателя? Можно ли обсуждаемые здесь свойства личности, ее качество, трансформировать, поменять знак? Связано ли это с характером социальной и этнической адаптации человека к окружающей среде? Есть ли у человека выбор между индивидуальным и массовым сознанием? Те, кто считает возможным формирование заданных свойств человеческой личности, вынуждены так или иначе обратиться к человеческому сознанию, явление которого предполагает в какой-то степени регулирование, как самим человеком, так и социальной средой, направление которого не очевидно. И встает вопрос, в какой мере "сознательность" конкретных индивидуумов может способствовать успеху социальных преобразований? Наименее запутанным из объяснений [17] этих вопросов представляется версия Л.Н. Гумилева, основанная на пассионарной теории этногенеза (ПТЭ).

За основу трактовки индивидуального и коллективного сознания [32. С. 329-331] в ПТЭ принята оппозиция между импульсом врожденного инстинкта самосохранения (1), индивидуального и видового, и импульсом пассионарности (Р). Величина импульса пассионарности, соответственно, может быть либо больше, либо меньше, либо равна импульсу инстинкта самосохранения. Следовательно, правомочно классифицировать особей на пассионариев (Р>1). гармоничных (Р=1) и субпассионариев (Р<1 ) Соотношением этих групп определяется уровень пассионарного напряжения в этносе. Пассионарность (-). Инстинкт (+). Как инстинктивные, так и пассионарные импульсы лежат в эмоциональной сфере, а соответственно психическая деятельность охватывает и сознание. Поэтому в области сознания проводится деление импульсов, направленных к сохранению жизни, или - к принесению жизни в жертву иллюзии. Вслед за Л.Н. Гумилевым стоит оговориться, что, как и во всех дискретных процессах, ни тот, ни другой импульс не является "передом или задом", прогрессом или регрессом. Кроме этого, сознание также составляет условную оппозицию между "разумным эгоизмом" (+) и группой импульсов с обратным вектором - влечением к истине, красоте и справедливости [18], названной "аттрактивность" [19] (-) Это влечение в ряде случаев приводит особь к гибели, то есть оно как бы является аналогом пассионарности в сфере сознания.


рис. по Л.Н. Гумилеву. Этногенез и биосфера землиМ. 1990 г.

1 - обываетели,
2 - наемные солдаты,
3 -преступники,
4 - честолюбцы,
5 - деловые люди,
6 - авантюристы,
7 - ученые люди,
8 - творческие люди,
9 - пророки,
10 - нестяжатели,
11 - созерцатели,
12 - искусители.
___________________________
Обе оппозиции на декартовых координатах дают вариативную картину поведенческих доминант, отличающиеся в зависимости от фазы этногенеза. Пример Р=1 - князь Андрей Болконский из сочинений Л. Н. Толстого; Р 1 - чеховский интеллигент: еще меньше - просто обыватель, а за ним следует привокзальный босяк, при отсутствии пассионарности - кретины и дегенераты. Если P >1- завоеватели, землепроходцы, поэты и ересиархи и, наконец, инициативные фигуры, вроде А. В. Суворова и В. И. Ленина. Как правило, их очень немного, но их энергия позволяет им развивать активную деятельность, фиксируемую везде, где есть история. Сравнительное изучение кучности событий дает первое приближение определения величины пассионарного напряжения, которое, в свою очередь, становится определяющим при выработке национально-государственного императива на данный отрезок времени, формирует социальные группы, сословия, влияет, в том числе, и на требования к системе образования.

Хотя описан эффект индукции пассионарности [32. С. 279], то есть способность пассионарного или харизматического лидера своим явлением как бы передавать энергетику массам (как Кутузов М.И. на Бородинском поле), однако решения в любой из областей государственного строительства, в том числе и в образовании, должны быть основаны на реальном состоянии и менталитете общества, на превалирующем мироощущении народа, его потребностей и собственного видения своих перспектив. Россия как историческое единство, если иметь в виду средневзвешенный потенциал ее населения, далека от упадка, богата еще не растерянной традицией духовного и физического выживания, как бы ни представляли реформаторы последствия коммунистического правления, намеренно, как указывалось выше, подменяя этап созидания этапом разрушения. Это же касается вопросов образования. Сейчас, по прошествии десяти лет постсоветских реформ, возможно, пришло время подвести итоги именно этого десятилетия, тщательно выверяя на персональном и групповом уровне результаты перехода "от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования - к личностно-ориентированной детоцентристской модели вариативного образования", "от парадигмы "знаний, умений, навыков" к парадигме развивающего образования" [7. С. 602]

Самый первый взгляд на обозначенное выше реформирование образования в России требует, как представляется, в настоящее время строить перспективу просвещения, прежде всего, на сохранении ее культурного потенциала, удержании стабильности, консервативности российской школы, которую все еще удается не растерять силами педагогов поколения 70-х - начала 80-х годов. Преодоление разрушительных модернизаций перестроечных идеологов от просвещения, чья деятельность с 1988 г. по 1998 г. еще потребует серьезного анализа для возможного восстановления утерянных или отложенных, под давлением сверху, принципов воспитания, социализации и адаптации учащихся, поможет преодолению постперестроечного кризиса. И главное, сохранение традиционной, на наш взгляд, пластичности системы образования, поддержки достаточной гибкости в обучении и воспитании того контингента детей, которое поставляет школе нынешнее общество в изменившихся социально-экономических условиях жизни, неопределенностью перспектив и несколько иными требованиями к человеку, чей успех будет определяться, прежде всего, успешной социальной и этнической адаптацией. А значит, уровнем самореализации каждого в своем деле, уровнем соответствия потенциала человека характеру решаемых им задач.

_________________

[17] Лебон Г. "Психология масс"; Московичи С. "Наука о массах" и др.

[18] Истина - адекватное представление о предмете; красота - то, что нравится без предвзятости; справедливость - соответствие морали и этики. (Ермолаев. В. Ю. Толковый словарь понятий и терминов используемых автором. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - М.: 1990.)

[19] Аттрактивность (от лат. attractio, ionis, - влечение). (Там же.)

Домой   Назад   Оглавление   Вперед   Обложка