Домой   Назад   Оглавление   Вперед   Обложка

Глава 5.
Системные и методологические предпосылки
в актуализации краеведческого подхода в образовании.

19. Школьное краеведение как реализация единства
географического и духовного пространства в мироощущении подростка.


За методикой преподавания, за содержательной частью своего курса, важно видеть реальные проблемы жизни подростка и его семьи, важно помочь ему найти свое место в классе, в семье, в своем районе и городе. Чтобы не только устоять, но и активно принять участие в созидательном труде, в жизни общества, в жизни своей территории, в жизни страны. Но решение этой педагогической задачи немыслимо без краеведческой информации на уроке, в которой природа, история, быт и формы труда прошлого, сплетаясь с настоящим, прокладывают мостик в будущее наших детей. Именно собственные краеведческие знания и впечатления учителя, отношение его к своему труду, к окружающему миру, в глубокой степени пронизывают содержание любого курса, что особенно помогает ребенку цельно взглянуть на мир. В этом путь к пониманию учениками закономерностей соприкосновения природы, человека и его жилища, в этом понимание исторической традиции и не потерянного ныне мироощущения русского человека, обусловленного не только вмещающим ландшафтом, но и православным вероисповеданием - духовным ядром России. Эти же закономерности, обусловленные природой, культурой, исторической традицией и вероисповеданием, являются краеведческой адаптационной опорой всех народов нашей страны. Иными словами, реализовать единство географического и духовного пространства в мироощущении подростка можно только средствами школьного краеведения, основой которого является краеведческий подход в образовании, обучении и воспитании.

Как уже отмечалось, ответом на требование времени и профессионального долга является инициатива педагогов в корректировке содержательной части своих курсов и методико-организационной работе, в соответствии с местными условиями и характером доступной краеведческой информации. В работе с детьми инициатива и высокая самоотдача является естественным условием успеха в решении воспитательных и образовательных задач, особенно в экскурсионной и спортивно-туристической работе. Ее непосредственная связь с краеведением, с исследованием близлежащей территории, изучением населения, природы, промышленности и сельского хозяйства, с использованием любых испытанных и новых форм краеведения, привлечением интересных документов и свидетельств дает возможность реализации наиболее эффективного деятельностного подхода в педагогике [101. С. 21]. Здесь необходимо отметить, что "обеспечение процессов трансляции и воспроизводства деятельности <...> фиксируется в нормах <...> и называется способ деятельности, который, в отличие от нормы, сопряжен с индивидуумом. <...> Для того чтобы была возможна передача способов деятельности из поколения в поколения, они оформляются в виде специальных учебных средств и учебных предметов" [123. С. 236]. "Деятельность не может быть объяснена лишь закономерностями природы, она характеризуется другим типом детерминации, обусловленным культурно-историческими закономерностями" [123. С. 238] - то есть соответствующими времени и потребностями общества технологиями.

Но и то, с чем педагоги, за пределами непосредственной деятельности, обращаются к ученикам на своих уроках, продолжает оставаться в высокой степени пронизанным окружающей нас жизнью, прошлым и будущим России, своей земли как жизненного пространства, семьи как духовной и материальной опоры каждого из нас, просто человеческого окружения как референтной группы реализующей социальную ситуацию развития [20. С. 25]. И подросток вольно или невольно, сердцем и разумом непременно участвует в полученной информации, проживает ее вместе с персонажами литературных произведений и кинофильмов, с деятелями русской и мировой истории, прежде всего, со святыми и праведниками, героями и мыслителями России. С тем чтобы обрести менталитет, мироощущение русского человека, с легкостью ориентироваться в понятиях, крылатых фразах, соотноситься с миром как полагается россиянину, под ногами которого все еще весомая часть планеты. К тому же, если учебный курс является элементом процесса адаптации учащегося к жизненным условиям; если в организации учебного труда и в мировоззренческом кругозоре курс является актуальным для его развития [21. С. 250], помогает ему найти верные ориентиры в жизни, то задачу педагога по воспроизводству адаптационного опыта, можно считать решенной. Иными словами, обучение как "система отношений и связей, зафиксированных в знании, которая дает возможность человеку в минимальных формах схватить целостный акт деятельности (выделено Ю.С.) и закрепить этот акт как способ" [21. С. 240], и есть целесообразная форма единения природосообразности и культуросообразности в современном образовании.

Желание соотнести педагогическую практику с реальностями повседневной жизни чаще всего реализуется в попытках идеологически освободиться от неоднозначного прошлого, приведшего общество в экономический тупик, с тем, чтобы преодолеть структурные недостатки советской школы и, вслед меняющимся социальным условиям в обществе, выполнить социальный заказ государства - подготовить к жизни достойного гражданина России. Понятно, что деятельность учреждения образования требует определенного единства в подходах и требованиях к любому из этапов обучения подростка, однако в методическом и в учебном направлениях для их полноценной работы зачастую не хватает смыслообразующей идеи, способствующей разработке реальной перспективы деятельности, а не только решению вопросов сегодняшнего дня. Эта проблема, судя по непрекращающейся полемике на страницах педагогических изданий, актуальна и для системы образования России, в целом, казалось бы, не испытывающей недостатка в идеях своего развития. Мы предлагаем адаптационную основу решения этой задачи, через краеведческий подход в организации учебно-воспитательной работы, который требует, прежде всего, краеведческого анализа взаимоотношений педагога и ребенка, как сложного многолетнего взаимодействия пересекающихся судеб поколений: выпускников прошлых лет, учащихся средней и начальной школы, всех тех, кто еще только планирует рождение ребенка, создание семьи или видит свою жизнь в заботе о детях и внуках.

Конечно, основные формы этих отношений выражены через обучение и воспитание, которые можно рассматривать как образовательную технологию [101. С. 14-15] освоения норм деятельности, необходимых для нормального существования и функционирования в человеческом обществе. Этот процесс социализации, в контексте нашей темы, взаимоотношений педагога и ребенка можно обозначить как процесс социокультурной адаптации. Педагогический аспект ее рассматривается методикой. Но решать проблемы методики преподавания, не учитывая личных характеристик педагога и учащегося нельзя. Упрощенно их можно рассматривать с точки зрения уровня реальных способностей или дарований. При этом способности можно рассмотреть как общие, основанные на первичных задатках и склонностях, так и специальные, в их во временном развитии, от задатков до проявления таланта или даже гениальности в определенных видах деятельности: музыке, математике, рисовании, стихосложении, спорте и т.д. [96. С. 381]. Всерьез способности или одаренность человека в развитии рассматривает психофизиология, которая, в том числе, отражает, через соматические реакции, и социальный статус педагога и ребенка, уровень жизни и т.п.

Следующий аспект взаимодействия педагога и ребенка есть некая, более тонкая, проблема передачи генетического, биологического опыта проживания в природе и обществе, то есть освоение способа деятельности, путем приобретения особых правил, стереотипов поведения, выработки адекватного поведения в своем климате, своей цепи питания, среди сверстников или представителей иных возрастов, что является природной формой адаптации к своему ландшафту как комплексу экзогенного воздействия на организм человека. Этот процесс - уже иная форма социализации, обозначенная в настоящей главе этноэкологической адаптацией, основные закономерности которой на современном этапе развития науки рассматривает, на наш взгляд, возрастная и педагогическая психология.

Следует помнить, что этот аспект деятельности педагогических коллективов школ, деятельности всего общества по отношению к подростку, окрашен наибольшим драматизмом, поскольку в сфере взаимоотношений между людьми, школой и семьей, взрослыми и детьми, есть еще и морально-нравственные категории, такие как доброта, долг, честь, совесть, характерные для определенного временного или вневременного наполнения этих понятий. Процесс их освоения можно обозначить как воспитание духовности, которую наиболее полно, с точки зрения нашей темы, рассматривает этика. Вопросы этики вплотную связаны, как было показано, с этнической адаптацией, с традицией народа, его мироощущением, формой его мировосприятия, менталитета. Под воспитанием духовности, воспитанием нравственности, по меньшей мере, неправильно понимать только изучение истории религии, памятников архитектуры, литературы или иных искусств, так как развитие эстетического чувства не есть развитие морали, корневым началом которой является чувство Бога, нравственного закона или морального табу, выработанного опытом выживания человечества, где культура и нравственное самовоспитание являются формой идентификации точно выраженного архетипа прошлых поколений в поколениях нынешних.

Это схематично можно представить как последовательность, от фундамента к вершине, краеведческого взаимодействия: педагогический коллектив,- семья, наполнение которой и определяет содержание отношений педагога и ребенка.

СЕМЬЯ -- РЕБЕНОК

 

Содержание

Объекты
воздействия

Степень
контроля

Этика Морально-нравственные категории, воспитание духовности, формирование положительного мироощущения, нравственного стержня в человеке, норм поведения Судьба
человека,
судьба народа
и государства
Реально
отсуствует, у
педагога
только перед
своей совестью
Психо-
логия
Умственное и физическое здоровье как адаптационные условия проживания в своем ландшафте; краеведение, уважение к истории и опыту семьи, предков, своего народа Жизненный
успех, счастье в браке,
профессиональный
рост
Слабая, только
на выходе из школы, через контакт с
учениками
Психо-
физио-

логия
Проблемы индивидуальных особенностей ребенка, дарований, способностей к учебному труду и в конкретных областях деятельности, проофессиональная ориентация Профессия,
учеба, уровень
жизни, создание
семьи
Недостаточная, обусловлена
профессиональной
этикой педагога
Мето-
дика
Технология преподавания, включение подростка в сферу достижения научно- технического прогресса, здоровья и уровень профессиональной квалификации учителя Экзамены, связь с профессиональной деятельностью Серьезная. Администрация, методические органы
образования

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Школа, Учреждения Дополнительного Образования

Отечественные психологи в свое время утверждали, что в детском возрасте можно сформировать определенный уровень способностей в каждом из направлений, то есть формируя так называемую гармоничную личность путем всестороннего развития способностей детей в условиях специально организованного обучения. Но реальная педагогическая практика свидетельствовала о выявлении ряда сложностей на этом пути. Дать равноценные знания одновременно разным людям фактически невозможно, как невозможно преодолеть индивидуальные характеристики человека: физиологические, этнические, социальные. Кроме того, возрастное развитие умственное и физическое у детей совпадает далеко не всегда. Еще Я. А. Коменский в начале своей "Великой дидактики" прямо обозначил главные трудности в этом направлении, которые состоят в том, что "некоторые дети от природы являются тупыми и глупыми" [56. С. 27]. Впрочем, если всерьез вглядеться в эту природную закономерность о неравенстве людей в способностях, то с любой точки зрения: философской, экологической, социальной и т.д. - надо признать ее как высшее благо, данное нам природой, жизнью. Ибо только различия от человека к человеку, от места к месту порождают потоки и обмены, что и определяет необходимость изменений, определяет сущностный смысл движения вперед. Но подробное рассмотрение жизнеутверждающего аспекта этого вопроса не входит в задачи настоящей работы.

Домой   Назад   Оглавление   Вперед   Обложка