Домой   Назад   Оглавление   Вперед   Обложка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Для тех, кто заглянул в Заключение, а, главное, для тех кто прочитал до конца настоящее исследование возможностей краеведческого подхода как адаптационного механизма в системе образовании России представляю некоторые выводы из своей работы:


1. Сущность воспитания, обучения и развития выражена в адаптации человека как элемента этноса к вмещающему ландшафту во времени и пространстве (этногенез), но не на индивидуальном уровне, а в природном коллективе - этносе и понимается как коллективный опыт выживания, где образование понимается как опыт технологического взаимодействия этносов.

2. Современная система воспитания, обучения и развития сложилась как результат устойчивого смещения центра экономики и культуры из природных условий в условия антропогенных ландшафтов, перехода от аграрного к индустриальному обществу, что и обусловило необходимость реализации социокультурной и этноэкологической адаптации человека, особенностью которой является формирование менталитета в социуме и мироощущения в этносе через т.н. краеведческий подход в образовании (природосообразность, культуросообразность, целесообразность).

3. Социокультурная и этноэкологическая адаптация неразрывны, успешность ее глубоко связана с адаптационными традициями биолого-географического взаимодействия конкретного этноса с вмещающим ландшафтом как воспроизводство материальной и духовной культуры народа, однако в антропогенных ландшафтах естественный ход ее осложняется смешением этносов, что создает условия для возможной дезадаптации человека.

4. Социальная этнопедагогика решает одновременно технологические задачи общества и адаптационные задачи этноса, искажение которых через заимствование педагогических принципов чужих культур приводит к утрате мироощущения, совместимого с вмещающим ландшафтом, тем самым разрушается адаптационный потенциал воспитания, обучения и развития, ставится под угрозу существование этноса на определенной территории;

5. Материальная и духовная культура для своего воспроизводства должна иметь технологический и краеведческий смысл, обусловленный материальным производством и национальным стереотипом поведения, при искажении которого человек выпадает из своей этнической адаптационной традиции (маргинальность), начинает создавать суррогатную культуру как адаптационный фон новым социальным условиям;

6. Оказавшись вне этнической традиции, маргинальная группа катастрофически снижает свой адаптационный потенциал, повсеместно уступая экономические и культурные (экологические) ниши адаптированным этническим группам, становится средой, питающей антиобщественные проявления, подрывающие внутренние устои и приоритеты национально-государственного строительства;

7. Успешная реализация образовательных задач в современных антропогенных ландшафтах, при смешении этносов и быстрой смене технологических требований производства, обусловлена использованием краеведческого подхода в общем и дополнительном профессиональном образовании как основы трансляции адаптационного опыта от поколения к поколению, позволяющей сохранить самобытное положительное мироощущение представителей каждого из народов - участников социализации, смягчая негативные последствия явления маргинальности в обществе;

8. Основополагающими принципами краеведческого подхода в воспитании, обучении и развитии являются природосообразность (сущность), культуросообразность (связи) и целесообразность (отношения), реализация которых предполагает их неразрывное триединство;

9. Методологическая основа краеведческого подхода в воспитании, обучении и развитии направлена на достижение человеком цели в зафиксированных технологиями материального производства нормах деятельности, через наиболее рациональный, обусловленный краеведческим адаптационным опытом, способ деятельности;

10. Краеведческий подход как основа воспитания, обучения и развития наиболее продуктивен в условиях педагогически организованной деятельности через сбалансированное соединение адаптационной и технологической составляющей обучения в дополнительном профессиональном образовании, примером которому является организация краеведческой работы в детско-юношеском туризме.

Домой   Назад   Оглавление   Вперед   Обложка