Домой   Назад   Оглавление   Вперед   Обложка

Глава 1.
Менталитет и мироощущениея в структуре ценностей и целей образования.

3. Краеведческий подход как условие
реализации инстинкта воспитания. Этология.


Думать о том, что человечество и его социальные институты, в том числе и педагогика, не выработали, несмотря на относительную неизученность, систему, так или иначе отражающую феномен мироощущения во взаимоотношениях людей, в отношении к миру - неверно. Потребность формировать у человека определенное мироощущение связана с происхождением его, как единственного у приматов представителей рода Homo, образ жизни которых имеет социальную природу, иными словами, проходит в стаде [37. С. 156-157]. Надо сказать, что многие инстинктивные программы: размножения, агрессии, иерархии, включая принятие "мистического" сверхиерарха [37. С. 145], задающие рассудочные поведенческие стереотипы, хотя принимаются обыденным мифологизированным сознанием неохотно, в исследованиях дают закономерное "совпадении результатов психоанализа и физиологии поведения" [71. С. 6]. Впрочем, "реальная картина поведения людей усложняется и запутывается не только наличием в нас двух "Я", но и тем, что граница между ними не абсолютно чёткая, инстинктивная и рассудочная мотивация может причудливо переплетаться. Кроме того, на каждый случай человек располагает несколькими инстинктивными программами поведения, возникшими в разное эволюционное время, и, бывает, противоречащими друг другу" [94. С. 151-152].

В любом случае, рискуя быть обвиненным в биологизаторском подходе, отметим, что к инстинктивной программе Homo Sapiens относится и потребность идентификации индивидуума относительно своей группы, этноса, как природного коллектива, связанного с ареалом проживания. А это обуславливает характер организации быта, экономики, внутреннего управления, то есть имеет прямую связь не только с зональным изменением природы, но также и особым различием внутреннего ритма жизни и взаимоотношений с вмещающим ландшафтом [70. (32. С. 151-152)], что этнология понимает как стереотип поведения - "особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а через механизм сигнальной наследственности [2] , основанный на условном рефлексе, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными навыками" [70. (32. С. 301)].

Именно этот механизм порождает мироощущение и обуславливает национальность или этническую принадлежность индивидуума, преодоление которой с определенного возраста невозможно. Взаимодействие индивидуумов внутри этноса поддерживается комплиментарностью, которая относительно этноса называется патриотизмом, а эта категория не поддается объяснению выгодой или расчетом, ибо "нельзя любить народ, не уважая его предков. Внутриэтническая комплиментарность, как правило, полезна для этноса, являясь мощной охранительной силой. Но иногда она принимает уродливую, негативную форму ненависти ко всему чужому; тогда она именуется шовинизмом. <...> Принцип комплиментарности не относится к числу социальных явлений. Он наблюдается у диких животных, а у домашних известен каждому как в позитивной, так и в негативной форме" [32. С. 232], о чем еще пойдет речь. Поддержка внутриэтнического единства через комплиментарность осуществляется воспитанием, поддержка жизнедеятельности - обучением, а возможность расширения контакта с иными этносами - образованием [63. html].

По-видимому, сущность инстинкта воспитания (не обучения, а воспитания), от импринтинга до стадной социализации [37. С. 142] - выработка внутриэтнической комплиментарности, с целью охранительной самоидентификации особи в природном коллективе, иными словами этноэкологической адаптации, которая уже упоминалась выше. Природный коллектив - этнос имеет особенности: таксономическую иерархию, возраст, как явление географическое, связан с вмещающим ландшафтом, то есть этногенез подчиняется особенным законам, краткое изложение которых будет представлено, но наша задача всмотреться в механизм реализации человеческого инстинкта воспитания в этногенезе.

Если для животных смена ландшафта изменяет и цепь питания, а это чревато изменением вида, то человек, проживая во множестве ландшафтов, не изменяет вида Homo Sapiens. А расы, как относительно стабильные биологические характеристики людей, не являются "формой их общежития, способом совместной жизни" [29. С. 13], как в этносе. Но этнос и не популяция, где нет ограничений скрещивания, так как "в этносе всегда есть брачные ограничения. Два этноса могут сосуществовать на одной территории веками и тысячелетиями. Могут взаимно друг друга уничтожать или один уничтожит другой. Значит, этнос не биологическое явление, так же как и не социальное. Вот почему <...> этнос <...> считать явлением географическим, всегда связанным с вмещающим ландшафтом, который кормит адаптированный этнос. А поскольку ландшафты Земли разнообразны, разнообразны и этносы" [29. С. 17].

Процесс воспитания как область изучения педагогической науки, в достаточной степени искусственно выделен [122. С. 30] из целостного процесса адаптации организма к внешним условиям. Никто из людей не может избежать включения в этот процесс, особенно если участники его не оторваны от природного ландшафта, от общения с родителями, родственниками, соплеменниками разного возраста, разного пола, разного ранга во внутрисоциальной иерархии, то есть той естественной, перекрестной по воздействию, системы социализации индивидуума. Необходимость синтеза биологической и социальной природы человека в изучении адаптационных процессов очевидна. "Природа есть образ, посредством которого человек <...> сообщает единство и значение непосредственным впечатлениям своих чувств. История есть образ, посредством которого человек стремится понять живое бытие мира в отношение к своей собственной жизни и тем самым сообщить ему более глубокую действительность" [121. С. 11]. То есть в сочетании общественной и природной формы движения материи и выстраивается тот адаптационный естественный биосоциальный фон исторических процессов, смены поколений, экономических формаций, культур и технологий.

Однако, к концу XVI века в Европе с ростом городов, налаженных коммуникаций, иными словами, с ростом влияния на жизнь человека антропогенных ландшафтов, стали складываться условия для оторванности человека от естественных условий, от нормального, обусловленного инстинктом воспитания, социализирующего общения. И конечно, не случайно, в противоположность традиционному, аграрному типу общества, связанному с природным ландшафтом, это совпало с зарождением современного индустриального общества [91. С. 119], с научно-технической деятельностью, машинным производством, фабричной организацией и дисциплиной труда, общенациональным рынком и системой хозяйства, а главное, в контексте нашей темы, ареал которого - города и коммуникации. С этого времени, города складывались в ландшафтно-преобразующие центры [47. html], превращаясь структурно в антропосистему современного типа. Здесь формировался особенный тип городского быта, во многом схожий с тем, что мы наблюдаем в городах и в настоящее время, а потому стала ощущаться потребность в особой системе общения младших и старших участников социализации.

Именно в городах, в отрыве от, так сказать, природных условий, закономерно сложилась современная педагогическая система, которую сформулировал и обосновал к середине 17 века Ян Амос Коменский. Он обосновывал не просто необходимость современной системы обучения и воспитания, но и, задумавшись о приемлемых формах этого процесса, едва ли не самыми главными условиями назвал [56. С. 23-25] природосообразность, как наиболее ущемленную часть городского быта, и культуросообразность как опору на традицию, на родителей, то есть, на связь со своим этническим стереотипом поведения, через соответствие норме, а также веру в Бога, адаптационный пафос которой еще будет изложен ниже. Иными словами, на каждой странице "Великой дидактики" показано, что ребенку для успеха в жизни необходим прежде всего адаптационный опыт. А это и есть краеведение, правда, только через 250 лет в России выделенное в особый объект и получившее особый статус педагогической деятельности, подхода или направления обучения и воспитания. В европейских школах есть эквивалент краеведению как механизму адаптации; это так называемое "свободное воспитание". И краеведение, и свободное воспитание можно рассматривать как своего рода откат от классно-урочной системы Я.А. Коменского, излишне формализованной для естественной адаптации, но, в общем разумной и вполне соответствующей условиям жизни в тесной, многолюдной, разбитой на ячейки жизни полисов. Или, точнее, попытка развить, реконструировать его идеи в соответствии с новыми условиями жизни, обусловленными модернизацией промышленных технологий.

________________

[2] Сигнальная наследственность - передача навыков потомству через условный рефлекс подражания, формирующий стереотип поведения как высшую форму адаптации.

 

Домой   Назад   Оглавление   Вперед   Обложка