Домой



 

 

И. С. СЕРГЕЕВ, В. И. СЕРГЕЕВ

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

(Из опыта работы)

 

912(07) С 32

 

 

Сергеев И. С. и Сергеев В. И.

С 32 Краеведческая работа в школе. (Из опыта ра­боты). М., «Просвещение», 1974. 80 с. с ил.

 

От небольшого кружка энтузиастов и первых скромных находок до со­здания краеведческого клуба с настоящим школьным музеем — таков увлекательный путь одной из уральских школ, о котором рассказывается в книге.

Подготовка и проведение экскурсий, походов, слетов, обработка и классификация экспонатов, использование их на уроках географии, раз­нообразные формы краеведческой пропаганды — таковы вопросы, изложенные в этой книге.

912(07)

113-74

60501—638

103(03)—74

5 Издательство «Просвещение», 1974 г. :

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Краеведческий кружок

Организация краеведческого кружка

Подготовка и проведение экскурсий в природу

Краеведческий вечер

План работы кружка

Многодневные походы

Подготовка и проведение похода

Комплексные походы

Геологические походы

Дневники похода

Рассказы о минералах

Обработка и размещение собранных материалов

Школьный музей

Геологический отдел

Исторический отдел

Экскурсии по музею

Краеведческий клуб «Алмаз»

Устав и эмблема клуба

План работы

Туристско-краеведческие слеты

Охрана природы — дело каждого

Использование краеведческого материала на уроках

Краеведение как средство коммунистического воспитания

Список методической и библиографической литературы в помощь учителю географии по организации краеведческой работы

 

 

«Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию,

если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни».

В. И. Ленин

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В решениях XXIV съезда КПСС определены важные задачи в области дальнейшего развития народного просвещения, перехода ко всеобщему среднему образованию, повышения качества обучения и воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время необходимо связать систему учебной и воспитательной работы с практикой коммунистического строительства, с современными достижениями науки и практики. В связи с поставленными задачами особое значение в образовании и воспитании учащихся приобретает школьное краеведение, т. е. всестороннее изучение природы, природных богатств, истории, культуры и экономики родного края учащимися под руководством учителя. Главная цель школьного краеведения—воспитание в каждом школьнике бережного отношения к природным богатствам, чувства уважения к труду и традициям народа, глубокой любви к Родине.

«Нам нужно знать свой край не только потому, что это интересно, а потому, что знание края помогает изменить его облик, увеличить производительность сельского хозяйства, поднять промышленность, по-новому построить всю жизнь населения», — подчеркивала Н. К. Крупская. (Крупская Н, К. Педагогические сочинения, т. III, с. 105.)

Она считала, что каждому учителю необходимо вооружиться методами изучения окружающей действительности, учитель должен быть, в сущности, краеведом.

М. И. Калинин отмечал, что «...Воспитание патриотического чувства любви к Родине должно основываться не только на отвлеченных понятиях долга, а на конкретных предметах, изучение которых в школе позволило бы познать все наши богатства. Наши земли, леса, горы, наши реки, моря 6 их разнообразием, промышленные центры, колхозы, наши школы — все это может служить обильным материалом для воспитания» (Калинин М. И. О воспитании и обучении. М., 1957, с. 266).

Таким образом, природа, хозяйство, история и культура местного края являются неистощимым источником для формирований конкретных представлений и понятий, для, постепенного и всестороннего развития логического мышления, профориентации, формирования психологии школьника. Только учитель-краевед способен воспитать в каждом школьнике любовь к родному краю, вырастить человека, который будет разумно пользоваться природными богатствами, охранять, пополнять и преобразовывать их на благо народа.

Школьная программа по географии требует от учителя проведения экскурсий в природу, разъяснения ряда положений Закона об охране природы. При изучении географии своей области рекомендуется осуществлять краеведческий подход, т. е. этот раздел рассматривать вместе с изучением крупной территории, в которую входит Область. В программе сказано, что «...в общем обзоре отраслей народного хозяйства необходимо систематически использовать краеведческий материал», а для этого следует знакомить школьников с развитием важнейших отраслей хозяйства на территории родного края, выборочно проводить экскурсии на местные промышленные, сельскохозяйственные предприятия. Методика преподавания географии требует использования собранного краеведческого материала на уроках по многим темам, так как без этого не будет четкого восприятия и осмысленного запоминания нового о своем родном крае, закрепления ранее изученного на уроках.

Как указывается в объяснительной записке к новой программе, «Главным содержанием внеклассной работы должно стать активное изучение местной природы, мероприятий по ее преобразованию и конкретных путей ее хозяйственного использования. Широкое развитие в связи с этим должны получить походы по родному краю. Учащиеся во время походов могут привлекаться к выполнению ряда заданий местных организаций (в том числе и хозяйственных) по изучению, например, причин загрязнения местных рек и водоемов, по изысканию строительных материалов, организации гидрологических постов и т. д. Участие в таких конкретных заданиях поможет учащимся выявить свои склонности и подготовиться к сознательному выбору будущей профессии» (Программы восьмилетней школы. География. М., 1973.)

Важным документом по школьному краеведению являются совместные приказы министерств просвещения и культуры РСФСР «Об усилении краеведческой работы в школах и издании краеведческих пособий для школьников» от 27 января 1961 года, № 19—М, «О мерах по дальнейшему улучшению деятельности школьных музеев» от 20 сентября'1967 года, № 245.

Создание в школе музея позволяет эффективно использовать краеведческий материал на уроках географии, истории, биологии, обществоведения, проводить широкую пропагандистскую деятельность с помощью лекций, тематических конференций, встреч со знатными людьми, экскурсий.

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КРУЖОК

Долг каждого учителя географии — создать в школе географический кружок. «Кружок есть то звено, за которое нужно уцепиться для того, чтобы вытянуть всю цепь разнообразных форм внеклассной работы», — писал Н, Н. Баранский. (Баранский Н. II. Методика преподавания экономической географии. М, 1960, с. 389.)

Ниже поделимся опытом создания и работы кружка.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА

В начале сентября у входа в школу № 91 г. Перми висело красиво оформленное объявление:

«Если ты любишь путешествия, красоту родного края, не боишься трудностей ждем тебя после занятий в 9 комнате, где поговорим о будущих походах и экскурсиях, расскажем о великом русском путешественнике Н. М. Пржевальском.

Комитет комсомола, Совет дружины».

 

После занятий в комнате № 9 собрались учащиеся, интересующиеся географией, любители туристских походов. Учитель географии рассказал им о великом русском путешественнике И. М. Пржевальском. После доклада между учащимися разгорелись споры: куда поехать в летние каникулы? Одни хотели в Ленинград, другие — в Ульяновск, третьи — на Кавказ...

Трудно сказать, сколько бы продолжались эти споры, если бы учитель не подвел ребят к тому, что они еще не знают чудесной природы своего края. После этого вынесли решение: совершить поход по просторам Западного Урала. О некоторой материальной поддержке предварительно договорились с директором школы. Дальний поход стал большим стимулом школьников для регулярных занятий в кружке.

В этот же день наметили главные условия приема в кружок: добровольность, активное участие в выполнении любой порученной работы. На первом заседании выбрали старосту кружка, секретаря и редколлегию стенгазеты «Краевед». Составили примерный план занятий на ближайший месяц, в нем предусмотрели однодневный поход и экскурсию в окрестности школы. Все это увязывалось с программой по географии.

 

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ

Задача экскурсии — выработать у учащихся умение наблюдать природу: делать зарисовки, описывать увиденное в природе, собирать коллекции. В ходе экскурсий особое внимание учащиеся должны обратить на установление взаимосвязей различных явлений и процессов, происходящих в природе и в общественной жизни. Рассмотрим это на примере экскурсии в долину одного из притоков реки Камы.

Предварительно учитель изучил выбранный географический объект, наметил места остановок для ведения наблюдений и выполнения практических работ на местности. Учащимся было объяснено, как пользоваться инструментами, приборами и материалами. Задания между звеньями были распределены с учетом подготовки и склонностей отдельных учащихся к выполнению тех или иных работ (рисовать, фотографировать, делать замеры и т. п.).

Для работы во время экскурсии подготовили следующие материалы и обородувание: схематический план города с обозначением на нем гидрографической сети, комплекты для глазомерной съемки (компас, планшет, визирная линейка, резинка и пр.), дневник с прикрепленным к нему простым карандашом, нивелиры школьные, геологический молоток и горный компас, флакон-капельницу с 10%-процентным раствором соляной кислоты, барометр-анероид, термометр водяной и ведро мерное, мыло (для определения жесткости воды), метр складной и рулетку тесемную, секундомер или часы с секундной стрелкой, рюкзаки, походную аптечку, фотоаппарат и кинокамеру, блокнот для этикеток, бумагу оберточную, альбом для рисования, лопату, пробирки для взятия жидкости и пробки для закупоривания бутылок, кусок фарфоровой пластинки для определения цвета горных пород, часы наручные, поплавки.

Прежде чем отправиться на экскурсию, учитель должен проверить готовность каждого участника похода: все ли учащиеся явились, что уложено в рюкзак и правильно ли он подогнан. Проверяется наличие инструментов, оборудования и материалов.

На экскурсии нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно больше наблюдали, сами делали соответствующие обобщения и выводы, проявляли активность и самостоятельность. В этом — главное отличие экскурсии от урока.

Приведем краткое описание маршрута и методику выполнения некоторых практических работ на местности во время экскурсии.

От школы до объекта экскурсии добирались городским транспортом, а последние три километра — пешком. Первую остановку делали на месте разрушения притоком коренного берега Камы. Здесь учитель дал общие сведения об истории формирования речной долины. Он рассказал, что 80 лет назад долина и поля, прилегающие к ней, были покрыты лесом. По склонам речки и в оврагах били ключи. В некоторых местах территория была заболочена. В связи с вырубкой леса и кустарников склоны обнажились, уменьшилась водоносность, болота исчезли. Прилегающая окрестность стала застраиваться, поля — распахиваться.

Далее маршрут идет вверх по долине реки.

Учащиеся разделились на звенья. Первое звено производило глазомерную съемку плана пути от Соликамского тракта к истоку реки. Второе — измеряло расстояние от одного поворота речки до следующего. Звено топографов наносило на план русло речки с ее излучинами и порогами, примыкающими оврагами.

Изучая долину речки, школьники наглядно ознакомились с разрушительной деятельностью ее вод, выяснили причины появления многочисленных родников на разной высоте склонов. Ключи выходят на поверхность из разных водоносных горизонтов, перемещаясь по водоупорным слоям. Ребят очень заинтересовал колодец, в котором вода бывает только весной и осенью. В эту чашеобразную котловину вода собирается при таянии снегов, а в летнее время — убывает. Осенью, с появлением дождей, уровень воды в колодце снова повышается.

Специальное звено измеряло температуру воды и приземного слоя воздуха. Двое учащихся замеряли ширину и глубину притока. Для определения скорости течения выбирали прямолинейный участок речки. Ставили две вехи: на правом берегу и на левом. Они образуют створ. Через 10—20 м ставили еще один створ. Поплавки забрасываются на метр-два выше верхнего створа. С момента появления поплавка в верхнем створе ведется счет в секундах до его прохождения в нижнем.

Звено юных геологов на обнаженных склонах оврагов изучало геологическое строение местности. После наблюдений учащиеся сделали вывод, что в результате резкой смены температур породы разрушаются. Поверхность правого склона, обращенного на юг, летом в солнечные дни сильно прогревается, а ночью остывает. Об этом свидетельствуют многочисленные трещины, промоины и осыпь у подножия гор. Левый же склон не успевает получить столько тепла (он обращен к северу). Действие внешних сил особенно сказывается весной и осенью, когда левый склон еще лежит под снегом, а на правом, уже бегут ручейки, распиливая своим течением мягкие породы, углубляя старые овраги или образуя новые.

На обнажениях хорошо виднелись пласты серых и серовато-бурых песчаников, иногда попадалась твердая глина (ваппы). Местами встречались прослойки мергелей и известняков. Здесь учащиеся убедились, что обнаженные места действительно раскрытая книга природы.

Третья остановка в 300—350 м от второй. На этом участке скорость течения речки увеличивается из-за сужения ее русла, прилегающие склоны оврагов прорезаны отвершками. Здесь были даны новые задания: определить глубину и скорость течения; измерить температуру приземного слоя воздуха на обоих склонах долины, а также температуру воды; по барометру проследить, как изменяется давление с поднятием в гору; на основе показаний барометра сравнить изменение глубины долины но отношению к первой остановке; определить крутизну склонов; зарисовать и сфотографировать интересные объекты.

Данные относительной высоты послужили исходным материалом для изображения рельефа способом горизонталей. С помощью горного компаса определяли крутизну склонов долины. Различие в температуре воды родников и самой речки подтверждает роль солнечного тепла в нагревании водоемов.

Четвертая остановка в 150 ж от предыдущей, за крутым поворотом суженного участка долины. Здесь речка пересекает различные по твердости горные породы, благодаря чему в ее долине образуется каскад из 8 уступов. Высота каскада около 2,5 м. Учащиеся произвели замеры каскада, составили геологический разрез склона. Слои горных пород имеют почти горизонтальное залегание. Для определения карбонатности породы подвергались действию соляной кислоты.

Эта экскурсия длилась 8 часов и позволила значительно пополнить и закрепить полученные ранее знания. Собранный материал послужил основой для выполнения на уроках практических работ по вычерчиванию поперечного профиля русла реки, вычисления расхода воды в ней, а также для изображения рельефа способом горизонталей. Во время экскурсий в долину другого притока Камы — речки Данилихи учащиеся обнаружили выходы известкового туфа, а в нем окаменевшие морские ракушки. Откуда они появились? Ребята вспомнили, что в далеком прошлом климат Урала был теплым, территорию Урала покрывало море, в котором обитали различные морские существа. С изменением климатических условий они вымерли, а их скелеты образовали известняковые слои. Находка туфа была для учащихся наглядным доказательством того, что более 200 млн. лет назад здесь действительно было море.

Во время экскурсий и однодневных походов решается задача всесторонней подготовки учащихся к будущим многодневным походам. Школьники учатся работать с компасом и ходить по азимуту, определять стороны горизонта по местным предметам, Солнцу, укладывать рюкзак, а также быстро одеваться, выбирать место для ночлега, ставить и снимать палатку, разводить костер, оказывать первую помощь пострадавшему и многому другому.

 

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ВЕЧЕР

 

С наступлением нового учебного года ребята стали готовиться к отчету о летнем походе. Все, кто пришел на этот вечер, обратили внимание, что над сценой висит лозунг: «Люби и изучай свой край».

Возле сцены — стенд «Снаряжение туриста», стенная газета «Юный краевед», фотомонтаж «Наш геологический поход», а на стене — карта «Маршрут похода».

Раздается голос старосты кружка: «Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет!» (Ломоносов М, В. Соч.., М,—Л., 1961, с, 18.)

. После этого открывается занавес. На сцене: палатка, импровизированный костер, вокруг которого юные туристы. Слышится тихая мелодия... Конечно же, это была песня о геологах, которую участники похода пели" так задушевно, что им стал подпевать весь зал.

Школьные краеведы поделились своими впечатлениями о походе и областном слете, читали выдержки из дневников, пели туристские песни...

В заключение вечера была сообщена радостная весть: школьный отряд на областном слете занял второе место!

Результат от этого творческого отчета превзошел все наши ожидания. Назавтра же в кружок хлынул целый поток учащихся: было принято 50 новичков!

С новым пополнением деятельность кружка расширилась. В нем стали выделяться секции: сначала геологическая, а потом и метеорологическая. И тут на помощь учителю пришли два юных, но уже опытных краеведа: староста и секретарь кружка, которые занимались еще и во Дворце пионеров. Надо сказать, что с задачей обучения и сплочения новичков они справились прекрасно.

10

Геологическая секция занималась изучением горных пород и минералов, приводила в порядок находки, принесенные из экскурсий и походов. Проводила тренировочные походы с начинающими, а с опытными велась подготовка к многодневным летним походам.

На Одном из занятий геологической секции был заслушан доклад об академике А. Е. Ферсмане. (Ферсман А. Е. Путешествие за камнем. М., 1960, с. 6 )

Ребят поразило то, что увлечение поиском и изучением камней началось у него в детстве с собирания разноцветных камешков на побережье моря. И впоследствии его высказывание: «Мы не можем просто гулять по широким просторам нашей Родины, мы должны быть участниками ее переустройства и творцами новой жизни» : — стало девизом и программой действий юных геологов. Летом они впервые отправились в поход с геологическим заданием Пермского геологоразведочного треста.

В поисках исчезнувших рудников. Однажды на имя следопытов школы поступило письмо от старых коммунистов Дзержинского района города Перми. Они просили ребят включиться в поиск материалов для создания районного народного исторического музея. Юные краеведы горячо взялись за дело: описали историю деревень Ераничи, Кабаи и Ново-Плоского поселка, на месте которых теперь воздвигаются многоэтажные дома, микрорайоны, нашли и нанесли на карту месторасположение девяти заброшенных рудников, в которых около двухсот лет назад добывали медную руду.

Привлечение школьников к поискам старинных рудников обогащает их новыми знаниями о родном крае, его природе, истории. Но дело это нелегкое.

...Время стерло следы древних рудников. Они затерялись в лесах, скрылись под различными постройками, над ними пролегли дороги. Поиски осложнялись еще и тем, что даже наиболее крупные из них не имели координат на картах. Архивные источники, из которых можно было бы почерпнуть необходимые сведения, были малочисленны и скупы. Разведчикам рудников невозможно было обойтись без консультаций научных работников и геологов, им пришлось подолгу беседовать со старожилами, исходить десятки километров, взять множество проб пород...

Для поиска старых рудников больше всего подходила форма однодневных походов как к окраинам города, так и в его окрестности. Старожилы рассказывали, что прадеды добывали медную руду прямо за околицей города. Но где они были? Как назывались? Когда были заброшены? Говорят, время покажет. В следопытском деле все наоборот: каждый ушедший день безвозвратно уносит частицу былого...

На следы первого рудника краеведы натолкнулись после того, как один из местных жителей вспомнил, что когда-то в поселке была воронка, диаметром в 10—15 м и глубиной около 5 м. По-видимому, она появилась в результате обвала ствола шахты. Теперь от воронки не осталось и следа.

Тщательно обследовав указанное место, ребята нашли маленькие кусочки серых песчаников с зеленоватой окисью меди. Это еще не давало возможности точно определить место расположения рудника. И только через три года во время землеройных работ во дворе одного из домов, удалось, наконец, установить, что здесь все же был рудник: глубокая канава пересекла как раз место бывшего отвала, куда сваливалась добытая пустая порода. Прогиб отвала хорошо вырисовывался в разрезе траншей. Ребята оконтурили примерные границы рудника и составили его схематический план.

Поскольку название рудника до нашего времени не дошло, ребята назвали его Данилихинским, по имени протекающей рядом речки. Добытая здесь руда поступала на знаменитый Егошихинский медеплавильный завод, основанный в 1723 году. С этого завода и началась собственно Пермь, ныне крупнейший индустриальный центр Западного Урала.

Поводом для поиска другого рудника послужили рассказы старожилов бывшего поселка Новая Деревня, которые направили следопытов в верховье речки Горюшки. Для уточнения полученных сведений краеведы обратились к научным сотрудникам Пермского краеведческого музея, которые и нашли на карте XVIII столетия рудник под названием Ново-Троицкий. Находился он действительно в верховьях реки Горюшки.

Однако когда следопыты отправились на речку, то не только речки, но даже и ручья там уже не было. Поле прорезал лишь неглубокий овраг. Очевидно, после вырубки леса и распашки полей Горюшка, как это всегда происходит с маленькими речками, пересохла, и теперь только по оврагу можно было судить, что она действительно когда-то здесь протекала.

 

 

Рис. 1. Схема расположения Михайловского и Егорьевского рудников.

 

Никаких явных следов рудника не было видно. Ровное, слегк