Домой   Назад   Содержание   Вперед

Часть вторая

ЗАДАНИЯ ПО КРАЕВЕДЧЕСКОМУ ПРАКТИКУМУ

Краеведческий практикум по учебному плану естественно-географических факультетов ставится на 9-м семестре, когда уже закончена вся практика в поле, поэтому при выполнении заданий необходимо использовать все полученные знания.

Самостоятельность студента—главное условие всех работ по заданиям практикума. Цель не будет достигнута, если студент не проявит желания ознакомиться с опытом работы школ, краеведческих музеев, отдельных краеведов. Этот опыт освещается в периодической литературе, которая, если ею систематически интересоваться, очень поможет приобретению студентами практических знаний в области краеведения. Еще большее значение имеет непосредственная работа по краеведению в школе, в школьном краеведческом музее, в краеведческом кружке, Доме пионеров и т. д. Поэтому, приступая к выполнению заданий, необходимо выбрать школу, на опыте которой и строить работу по практикуму.

Для того чтобы успешно проводить работу по краеведению в школе, очень важно воспитать в себе привычку разрабатывать план каждого краеведческого занятия, в котором бы отражались конкретные вопросы его содержания и организации. В заданиях по практикуму предусмотрено составление ряда таких разработок, которые не могут быть отвлеченными, а должны строиться на основе конкретного материала школьной краеведческой работы.

В процессе выполнения заданий студент должен прочесть соответствующие разделы первой части настоящего пособия и ознакомиться с литературой по содержанию задания. Кроме указанной к заданиям, необходимо ис-

125

пользовать и ту литературу, списки которой приводились в соответствующих разделах первой части пособия.

В краеведческой работе очень важно умение оформлять материал: составить описание, дать графическое изображение, документальное подтверждение или ссылку и т. п. Соблюдение правил оформления должно быть обязательным при выполнении заданий.

Распределение заданий производится преподавателем. Они могут выполняться всеми, студентами, но могут предлагаться выборочно, учитывая время, которым располагают студенты, их интерес, подготовку, местные условия для работы. Задание выполняется в установленное преподавателем время и сдается в срок. Сдача задания производится в виде отчета о выполненной работе, или путем выступления с сообщением (докладом) на групповом занятии, или представлением собранных и обработанных студентом краеведческих материалов, составленных разработок, планов.

Общие вопросы краеведения

Задание 1. Составьте библиографию литературы по краеведению.

Для составления библиографии необходимы карточки. На лицевой стороне каждой карточки указывается: автор, название книги или статьи, место и год издания, количество страниц. На обратной стороне — краткое содержание работы, критическая ее. оценка и указание, как она может использоваться в школьной работе.

Пример заполненной карточки

А. А. Половинкин.
География и родная природа.
Изд. АПН РСФСР, 1949, стр. 64.

Лицевая сторона

В книге освещаются вопросы изучения природы родного
края при прохождении курса обшей физической географии.
В ней даются программы и методические указания для учи-
теля о наблюдениях с учащимися природы.

Обратная сторона

126

Задание 2. Составьте картотеку географических карт, планов и иллюстраций, имеющихся в печатных изданиях о крае.

Задание 3. Составьте картотеку литературных сведений, статистических, хронологических и прочих данных о родном крае, содержащихся в различных произведениях, в книгах и периодических изданиях.

В карточках: а) указывать название книги (с ссылкой на страницы) или журнальной, газетной статьи (с ссылкой на номер и дату издания), в которых дается сообщение о крае; б) отмечать, что именно содержится в данном сообщении ,(или доподлинная выписка материала, или краткое его изложение).

Задания 1—3 выполняются каждым студентом постепенно в порядке самостоятельной работы по мере фактического знакомства с литературой.

Задание 4. Ответьте на вопрос: чем определяется значение библиографии для краеведческой работы?

Задание 5. Подготовьте выступление в группе на тему “Основные виды и организационные формы краеведения”.

Выступление можно построить по следующему плану: 1) школьное краеведение, его отличие от краеведения государственного и общественного, 2) два направления школьного краеведения: а) учебное (программное), б) внеклассное (.непрограммное), в) какие формы краеведческой работы применяются в зависимости от этих направлений.

Литература

Матрусов И. С. Школьное краеведение. “География в школе”, 1963, № 3.
Строев К. Ф. О краеведческом принципе в преподавании географии. “География в школе”, 1963, № 3,

Задание 6. Подготовьте выступления на практическом занятии в группе на тему “Развитие школьного краеведения в СССР”.

Задание 7. Подготовьте сообщение на тему “Вопросы краеведения на географических съездах в СССР”.

Для подготовки сообщения необходимо использовать решения съездов и опубликованные тезисы докладов.

127

Задание 8. Составьте доклад на одну из следующих тем:

1) М. И. Калинин о значении изучения географии своей местности.

2) Н. Н. Баранский о краеведении.

3) Взгляды А. С. Баркова на краеведение.

4) А. А. Половинкин о роли краеведения в преподавании географии.

Для подготовки докладов изучаются работы ученых, с именем которых связана тема.

Подготовленные доклады зачитываются и обсуждаются на занятиях в группе.

Задание 9. Просмотрите современную школьную программу по географии и укажите, как в ней выражена установка на осуществление краеведческого принципа в преподавании географии.

Литература

“Программа средней школы. География”. М., “Просвещение”, 1972.
“О разработке новых программ курса географии в средней школе”. “География, в школе”, 1967, № 1.
“Положить краеведение в основу обучения географии”. “География в школе”, 1960, № 4.
Соловьев А. И. О новой программе по географии. “География в школе”, 1967, № 3.

Задание 10. Подготовьте сообщение на тему “Школьное географическое краеведение и его педагогическое значение”.

Литература

Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1966.
Огородников И. Т. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., “Просвещение”, 1968, гл. XIV. Принципы обучения.
Строев К. Ф. Педагогическое значение школьного краеведения. “География в школе”. Ученые записки № 300. МГПИ им. В. И. Ленина, 1968.
Щенев В. А. Использование краеведческого материала для развития самостоятельности учащихся. “География в школе”, 1963, № 6.

Задание 11. Подготовьте сообщение на тему “Роль краеведения в коммунистическом воспитании школьников”.

128

Задание 12. Подготовьте сообщение на одну из следующих тем:

1. Как краеведение может быть использовано для эстетического воспитания.

2. Как краеведение может быть использовано для атеистического воспитания.

3. Как краеведение может быть использовано для воспитания моральных качеств человека?

Задание 13. Подготовьте сообщение на тему “Краеведение в профориентационной работе школы”.

Литература

Копытов С. К., Сечкина М. Д. Краеведение в профориентационной работе школы. “География в школе”, 1971, № 2.
Смирнов В. И. Краеведение — важное средство воспитания учащихся. “Школа и производство”, 1965, №4.

Задание 14. Выясните, какая литература имеется о районе, в котором расположен ваш институт. Ознакомьтесь с этой литературой и составьте список книг для рекомендации краеведам школы, где будет проходить педагогическая практика.

План и программа изучения своего края

Задание15.Учитывая местные условия, определите, какую территорию следует принять за “край” для организации на ней краеведческих исследований школьниками (на примере института или избранной школы, скажем той, где проходит педагогическая практика, или любой другой).

Задание 16. Вступите в состав добровольных корреспондентов ближайшего учреждения, организующего фенологические исследования, и начните наблюдения по его программе.

Литература.

3апалов Г. А. Использование фенологических наблюдений в сельскохозяйственном производстве. “География в школе”, 1961, № 1. “Карманная книга натуралиста и краеведа”. М., Географгиз, 1961.
Попов Н. В. Фенологические наблюдения в школе. Пособие для учителей. М., Учпедгиз, 1950.
Родионов М. А. Фенология в школе. “География в школе”, 1969, №.
5.

Задание 17. Разработайте план и программу краеведческого изучения окрестностей школы (школа выбирается в районе расположения института или указывается преподавателем).

В программе должно быть указано: а) какая территория выбирается для изучения и по каким признакам определяются ее границы, б) какая устанавливается последовательность ее изучения; иметь в виду участие в этой работе учащихся разных классов школы, в) конкретные вопросы физико-географического и экономико-географического изучения выбранной территории учащимися каждого класса.

Составленные студентами программы обсуждаются на занятиях в группе.

По разработанной программе во время педагогической практики организуется изучение окрестностей школы учащимися класса, к которому прикрепляется студент.

Литература

“Карманная книга натуралиста и краеведа”. М., Географгиз, 1961.
Лярский П. А. Пособие по краеведению. Минск, “Высшая школа”, 1966.
Гавеман А. В. Изготовление почвенных масштабных монолитов. “География в школе”, 1970, № 6.

Задание 18. Подумайте, как связать работу на географической площадке с краеведением. Составьте для учащихся школы задания по проведению работ на площадке, направленных на развитие краеведческих знаний.

Литература

Сухорукова А. В. Работа на географической площадке. М., “Просвещение”, 1970.
Евстигнеев В. Ф. Работа на географической площадке. “География в школе”, 1970, № 1.

Задание 19. Разработайте программу краеведческого обследования отдельного населенного пункта и план его изучения на уроках по теме “Своя область...”.

Варианты программ, отобранные преподавателем, обсуждаются на занятиях в группе.

130

Литература

Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. М., Учпедгиз, 1960.
Ковальская Н. Я. Методика экономико-географического исследования. Изд-во МГУ, 1963.

Задание 20. Охарактеризуйте географическое положение города ,(район города), в котором находится вуз, начертите схему, иллюстрирующую особенности положения.

Задание 21. Разработайте программу краеведческого изучения местного хозяйственного предприятия (предприятие указывается преподавателем из числа тех, которые расположены вблизи института).

Программа должна отражать: а) предварительное ознакомление с предприятием и составление плана исследования, б) непосредственное изучение предприятия по выработанному плану, в) обработку материалов и описание предприятия.

В разработке указывается, какие вопросы программы будут изучены по литературным источникам (книги, журналы, газеты), какие на экскурсиях или во время производственной практики, какие по индивидуальным заданиям.

Программы составляются отдельно каждым студентом. Несколько программ, составленных индивидуально, обсуждается на занятиях в группе.

Литература

Грехнев А. Н. Экскурсия по изучению природных богатств своей области. “География в школе”, 1963, № 1.
Захаров А. С. Экскурсия на кирпично-черепичный завод. “География в школе”, 1963, № 2.
Ковальская Н. Я. Методика экономико-географических исследований. Изд-во МГУ, 1963.
Климов Т. А. Изучаем экономику предприятий. “География в школе”, 1970, № 6.
Шалухо Б. Ф. Экскурсия на ГРЭС. “География в школе”, 1970, № 5.

Задание 22. Разработайте программу краеведческого изучения местного культурно-просветительного учреждения (института, школы, театра, музея, библиотеки, клуба и т. д.).

Программа должна отражать его историю и современную деятельность.

Задание 23. Ответьте на вопросы: 1. Что общего и чем отличаются друг от друга краеведческие экскурсии и туристские походы? 2. Какие экскурсии называют экскурсиями-экспедициями?

Перечислите (письменно) условия, которые должны выполняться руководителем краеведческой экскурсии:

а) организационного характера, б) познавательно-исследовательского, в) оздоровительно-бытового.

Задание 24. Составьте методическую разработку краеведческой экскурсии.

Задание выполняется группой студентов в три-четыре человека, которая должна осмотреть район экскурсии, наметить маршрут и остановки на маршруте для наблюдений. По* выбранному маршруту составляется план и методическая разработка экскурсии.

В методической разработке описывается содержание работ: а) по подготовке экскурсии, б) по полевым исследованиям на маршруте, в) по подведению итогов.

Литература

Шестериков С. И. Экскурсии по географии В кн.: “Методика обучения географии в средней школе”, под ред. Бибик А. Е. и др. М., “Просвещение”, 1969.

Задание 25. Составьте методическую разработку краеведческой экскурсии по населенному пункту .(городу, городскому району или сельскому населенному пункту).

В разработке необходимо отметить отличительные особенности экскурсии по городу от экскурсии в природу; указать, как выбирается маршрут, какие объекты и в каком порядке рассматриваются, как подводятся итоги.

Задание 26. Разработайте форму дневника для участника краеведческой экскурсии. Дневник должен сопровождаться краткими правилами его ведения, которые также составляются студентами.

Задание 27. Выберите несложный участок местности и проложите через него поперечный комплексный профиль. -

В рекомендованной литературе к заданию описываются разные системы организации групп учащихся для работы по составлению профиля. Напишите, какую систему вы предпочтете и почему.

132

Вычерченные студентами профили показываются и комментируются на занятиях группы.

Литература

Никонова М. А. и Строев К. Ф. Опыт полевых краеведческих работ с составлением комплексных профилей. “География в школе”, 1964, № 3.
Илометс Э. П. Составление комплексного профиля с учащимися VIII класса. “География в школе”, 1964, № 3.

Задание 28. Напишите, что надо внести в план краеведческой экскурсии для того, чтобы связать ее с работой по охране природы своего края (желательно задание выполнять на конкретных местных примерах).

Литература

“Закон об охране природы РСФСР”.
“Охрана природы”. Сост. В. И. Пелевин. Пособие для учителей, вып. 1, 2, 3. М., “Просвещение”.
“Природоохранительное воспитание учащихся в процессе пре. подавания географии. “География в школе”, 1973, № 1.

Задание 29. Подготовьте сообщение в группе на тему “Как может быть использован материал краеведческой экскурсии на уроках по географии”. (Указать тему программы, желательно изучаемой в первой четверти, и класс.) Задание выполняется на конкретном материале местной экскурсии.

3айков П. И. Использование материалов летних походов учащихся в преподавании географии. “География в школе”, 1961, № 3. ,

Задание 30. Просмотрите содержание учебных экскурсий, обязательных для проведения по школьной программе, и укажите, как их можно использовать в целях краеведения.

Какие можно предложить специальные вопросы и задания по краеведению для учащихся во время учебной экскурсии в каждом классе.

Литература

Никонова М. А. Система учебных экскурсий по географии. “География в школе”, 1971, № 3.
Слуцкая. Р. Д. Мой опыт проведения экскурсии “География в школе”, 1971, № 3.

Задание 31. Во время педагогической практики в школе проведите с учащимися вашего класса намеченную вами краеведческую экскурсию. Напишите отчет о ней и выступите с ним на занятии в группе или на конференции по итогам педагогической практики.

Работа в краеведческом музее.

Задание 32. Ознакомьтесь с краеведческим музеем школы и его работой:

1. Осмотрите музей близко расположенной школы. Сделайте описание разделов музея: содержание, оформление, расположение стендов. Опишите и зарисуйте отдельные экспонаты. Ознакомьтесь с работой по инвентаризации, оформлению и хранению экспонатов.

2. Составьте описание школьного краеведческого музея. В описании отметьте: а) какие разделы музей должен иметь для того, чтобы он мог отвечать учебным и воспитательным запросам предмета, б) какие экспонаты могут быть подготовлены в результате краеведческих работ по заданиям учебников, в) какие экспонаты можно подготовить в связи с деятельностью школы по охране природы, г) какие экспонаты необходимо иметь по хозяйству своего края, д) какие учебные и внеклассные занятия могут проводиться в музее.

Ознакомьтесь с планом работы школьного краеведческого музея и предложите свой вариант, в котором больше отразите участие школьников в работе музея.

Литература

Бороздинов Н. М. Как организовать краеведческий музей в школе. “География в школе”, 1961, № 6.
Герасимов В. П., Огризко 3. А. Краеведческие музеи и школа. Методическое пособие. М., 1965.
Ершов В. П. Школьный краеведческий музей. “География в школе”, 1970, № 2.
Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М., “Просвещение”, 1972.

Задание 33. Из материала, собранного во время полевой практики, подготовьте экспонат для краеведческого музея школы. Экспонат должен быть типичен для данной местности, хорошо обработан и оформлен с соблюдением всех музейных правил.

134

Задание 34. Сделайте образцы надписей отделов музея, стендов и этикеток к экспонатам. Напишите, как должны оформляться экспонаты для краеведческого музея.

Задание35. Составьте методическую разработку урока в краеведческом музее школы.

Краеведческий кружок

Задание 36. Опишите все стадии работы по организации краеведческого кружка и по составлению его плана.

Литература

Александров А. А. Микроклиматические наблюдения в краеведческом кружке. “География в школе”, 1961, № 3.
МеджидовС. Г. Краеведческая работа в школе. “География в школе”, 1970, № 5.

Задание 37. Подготовьте свое выступление как учителя, организующего краеведческую работу, на первом собрании кружка на тему “Что такое краеведение и какую пользу оно приносит?”.

Задание 38. Подготовьте выступление в группе на тему “Организация пионерского сбора, посвященного изучению своего края”.

Задание 39. Составьте план проведения краеведческого вечера (или утренника). Определите его тематику и разработайте"программу (для конкретизации содержания вечера пользуйтесь местным материалом по району или опытом краеведческой работы школы, в которой проходит практика студентов).

Задание 40. Составьте план проведения олимпиады в школе на тему “Знай, люби и изучай свой край”.

К плану должны быть разработаны вопросы и задания учащимся разных классов и для всех туров олимпиады.

Литература

Давыдов Б. Географическая олимпиада. “География в школе”, 1965, № 3.
Ена П. М. Географическая олимпиада. “География в школе”, 1969, № 2.
3аруцкий Б. А., Следников А. А., Солдатов И. М. Олимпиады по краеведению. М., “Просвещение”, 1965.
Мирошниченко Н. В. Комплексные краеведческие олимпиады. “География в школе”, 1965, № 1.

135

Задание 41. Учитывая конкретные условия известной вам местности (района института, школы и пр.), наметьте тематику занятий краеведческого кружка, дайте, объяснение выбору тем.

Использование краеведческого материала в школьной учебной работе по географии.

Задание 42. Напишите, что понимается под краеведческим принципом в преподавании географии. Приведите примеры уроков на краеведческой основе; содержания объяснений учителя, практических работ, вопросов ученикам, наглядных пособий и т. п. Тема уроков берется из учебной программы по выбору.

Литература

Барышева Ю. А. Использование краеведческого материала при формировании понятий в курсе экономической географии СССР. “География в школе”, 1969. № 1.
Герасимова Т. П. Краеведческий принцип в курсе V класса. “География в школе"; 1969, № 6.
Зайцев П. П. Осуществление краеведческого принципа в преподавании экономической географии в VIII классе. “География в школе”, 1969, № 1.
Кастроне К. Краеведческая работа юных географов Латвии. “География в школе”, 1972, № 3.
Лисов В. А. Решение учебных проблем на краеведческой основе при изучении темы “Климаты СССР”. "География в школе", 1971, № 4.
Чаманян А. А. Развитие познавательных способностей учащихся при изучении родного края на уроках географии. “География в школе”, 1969, № 6.

Задание 43. Выпишите из учебников по географии задания и упражнения по краеведческим наблюдениям и отметьте, как они увязываются с темами программы, могут ли они служить основой для осуществления краеведческого принципа в преподавании географии.

Задание 44. Составьте тематический план изучения природоведения на краеведческой основе.

Задание 45. Составьте тематический план изучения в школе начального курса физической географии на краеведческой основе.

Задание 46. Составьте тематический план изучения курса географии материков на краеведческой основе.

136

Задание 47. Составьте тематический план изучения курса физической географии СССР на краеведческой основе.

Задание 48. Составьте тематический план изучения курса экономической географии СССР на краеведческой основе.

Задание 49. Выпишите общие понятия курса экономической географии СССР, для формирования которых необходимо использовать краеведческий материал.

Задание 50. Составьте список наглядных пособий краеведческого характера, которые можно применить на уроках по географии. Для выполнения задания класс и тема указываются преподавателем.

Задание 51. Какие диаграммы, картограммы, графики можно составить на краеведческом материале для использования на "уроках географии в VII и VIII классах. Составьте такое пособие.

Задание 52. Подумайте, как надо использовать краеведческий материал для обучения школьников понимав нию карты. Составьте вопросы по привлечению этого материала в процессе работы с картой, например для объяснения масштаба, условных знаков, определения направлений и т. д.

Задание 53. Составьте методическую разработку использования в краеведческих занятиях атласа по своей области.

Литература

Никонова М. А., Пашканг К. В. Использование атласа своей области в преподавании физической географии. “География в школе”, 1973, № 3.

Изучение темы “Своя область (край), А С С Р”

Задание 54. Составьте рецензию на учебное пособие по географии своей области (республики), изданное для школ.

В рецензии отразить, как раскрывается содержание пособия, его научный уровень, каково методическое построение пособия, особенность упражнений и заданий для самостоятельной работы учащихся. Оценить оформление учебного пособия, его картографический и иллюстративный материал.

137

Литература

Бибик А. Е. Обзор изданных в РСФСР учебных пособий по географии своей области (края, АССР). “География в школе”, 1972, № 4.
Запалов Г. А. О заданиях в учебнике географии своей области. “География в школе”, 1962, № 3.
“К итогам обсуждения проблемы изучения географии своей союзной республики в курсе географии СССР”. “География в школе”, 1960, № 6.

Задание 55. Составьте рецензию на картографические пособия по своей области: стенные карты, атласы, карты учебника (область та же, которая рецензировалась ранее. См. задание 54).

В рецензии указать, в какой степени удовлетворяют карты требованиям для непосредственного изучения своей области и для преподавания (масштабы, условные знаки, качество .отобранного материала, качество печати).

Литература

Кириллов А. М. Школьный областной краеведческий атлас Тамбовской области. “География в школе”, 1961, № 2.
Сетунская Л. Е. Интересный опыт создания областного атласа. “География в школе”, 1973, № 2.

Задание 56. Составьте план изучения темы “Своя область” в курсе физической географии СССР.

В плане должны быть: разбивка темы на уроки и даты уроков, указание на формы занятий (урок в классе, урок в краеведческом музее, экскурсия, работа на местности и пр.); краткое содержание уроков (название темы уроков и ее узловые вопросы); практические работы для учащихся (указать какие).

Задание 57. Составьте план изучения темы о хозяйстве своей области в курсе экономической географии СССР.

Задание 58. Составьте методическую разработку одного из уроков по теме “Своя область”.

В разработке должно быть указано: содержание учебного материала, отобранного для урока, и методы его изучения, практические работы в классе, наглядные пособия, используемые на уроке, содержание и характер домашней работы учащихся. Для урока в природе ставятся свои вопросы.

138

Уроки темы распределяются среди студентов так, чтобы каждый студент самостоятельно составил методическую разработку одного урока. Разработки всех уроков темы докладываются их авторами на занятиях учебной группы.

Литература

Егоров В. К. Тема “Своя область” в курсе географии восьмилетней школы. “География в школе”, 1963, № 1.
Сафиуллин А. 3. Изучение темы “Экономическая география своей области (края, АССР)”. География в школе”, 1963, № 1.

Задание 59. Отберите материал для одного-двух наглядных пособий по теме “Своя область” и изготовьте эти пособия.

Тема пособий, их содержание и форма определяются самостоятельно.

Задание 60. Укажите, какие связи в работе по изучению темы “Своя область” могут быть у географов с преподавателями других предметов.

Задание 61. Составьте план проведения краеведческой викторины по “Своей области”. Для викторины подготовьте вопросы и задачи на местном материале (по району института),

Литература

“Школьные краеведческие викторины”, под ред. И. Т. Лазорина и Н. В. Тарасович. Тамбов, 1963.Краеведение в факультативных курсах

Задание 62. Составьте план использования краеведческого материала в учебных занятиях по факультативному курсу (курс соответствует выбранному для подготовки студентов к его преподаванию в школе).

Литература

Голов В. П. Подготовка учащихся к факультативным занятиям. “География в школе”, 1969, № 5.
Музафаров В. Г. Краеведческий принцип в преподавании школьного курса основ геологии. “География в школе”, 1970, № 5.