Домой   Назад   Содержание   Вперед

КРАЕВЕДЕНИЕ В ФАКУЛЬТАТИВНЫХ КУРСАХ

По современному учебному плану в школе проводятся факультативные занятия по основам наук. В связи с географией эти занятия рекомендовано было проводить по геологии, основам топографии и картографии, экономике важнейших отраслей народного хозяйства СССР. В ходе работы факультативы были дополнительно рекомендованы по общему землеведению, географическому краеведению.

В преподавании факультативных курсов может, также как и в основных, применяться краеведческий принцип в объяснении учебного материала и организации самостоятельных работ учащихся. Географическое краеведение как факультативный предмет предполагает освещение всех вопросов содержания и организации краеведения, его значения для народного хозяйства, культуры страны. В программу этого курса должно входить более подробное изучение темы “Своя область...”.

Факультативные занятия должны не только совершенствовать теоретические знания учащихся, но и давать им некоторую профориентацию. Поэтому при изучении любого из факультативных предметов должен использоваться местный материал. На его базе необходимо разрабатывать задания для практических работ, от-

123

бирать примеры для конкретизации теоретических положений курсов. Территория своего края для занятий по топографии служит объектом топографических съемок и картирования, для геологии—районом изучения геологического строения и процессов, разведок полезных ископаемых, для общего землеведения — местом наблюдения физико-географических процессов и выявления природных закономерностей. Изучение экономики важнейших отраслей народного хозяйства строится на примере местного производства. При этом учителя сельских школ изучают экономику сельского хозяйства; в школах, расположенных в районе рабочих поселков,—экономику промышленности; в школах крупных городов изучаются обычно все разделы. На занятия нередко приглашаются специалисты предприятий, которые проводят беседы по темам курса.

Большую помощь в организации и проведении факультативных занятий окажет краеведческий музей школы. Например, часто местом для теоретических занятий по факультативам избирают краеведческий музей, так как он создает некоторые преимущества перед географическим кабинетом или классной комнатой: наличие в постоянной экспозиции картографического материала, приборов, натуральных пособий, располагающая к работе обстановка и пр.

Литература

Андреев Н. В. Основы топографии и картографии. Пособие для учащихся по факультативному курсу. М., “Просвещение”, 1972.
Андреев Н. В. Факультативный курс “Основы топографии и картографии”. “География в школе”, 1971, № 3.
Аксакалова Г. П., Дик Н. Е. Состояние и пути развития географических факультативных курсов. “География в школе”, 1973. № 1.,
Голов В. П. Геология в средней школе. Из опыта работы. М., “Просвещение”, 1972.
Ковалевская М. К. Факультативные занятия по основам экономики важнейших отраслей народного хозяйства. “География в школе”, 1969, № 6.
Климова Т. А. Изучаем экономику предприятий. “География в школе”, 1970, № 6.
Музафаров В. Г. Краеведческий принцип в преподавании школьного курса основ геологии. “География в школе”, 1970, № 5.
Магда А. С. Организация и проведение факультативных занятий по топографии. “География в школе”, 1971, № 6.
Малахов Н. В. Факультативные занятия по картографии. “География в школе”, 1970, № 5.